Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Празднование Феодоровской иконе Божией Матери

Празднование Феодоровской иконе Божией Матери

Феодоровская икона Божией Матери для нас особенно достопамятна тем, что в присутствии её в 1613 году Марфа Иоанновна благословила юного сына своего Михаила Феодоровича на Российский престол, потрясённый самозванцами и Поляками, и сын её изъявил своё согласие принять царское кормило правления. В столь смутные времена, каковы были перед воцарением Михаила Феодоровича, мать его долго не соглашалась на высокое призывание сына своего, и сам он страшился и уклонялся от этого призывания. Мать и сын боялись также, чтобы согласием своим не предать Филарета Никитича мщению Поляков, у коих был он в плену. Обстоятельства восшествия Михаила Феодоровича на престол содействием Богоматери, покрову коей вверена Православная Россия, трогательно изображены в грамоте к Михаилу Феодоровичу и матери его, в Кострому, о призывании Михаила Феодоровича на Всероссийский престол. «Челом бити благоверной Государыне Марфе Иоанновне и благоверному Государю Михаилу Феодоровичу, чтобы она благословила его на Московское царство, послали в Кострому от священного чина – Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, Чудова монастыря архимандрита Аврамия, Спасо-нового монастыря архимандрита Иосифа и Троицы-Сергиева монастыря келаря Аврамия Палицына, и настоятелей Московских соборов Благовещенского и Архангельского; от царского же сигклита избрали и послали болярина Феодора Иоанновича Шереметева, и с ним окольничих, стольников, дворян, детей боярских, атаманов, казаков и множество людей всякого чина. Посольство отпустили с иконами Петровской Богородицы и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы. Посольство, не дойдя до Костромы на одно поприще, остановилось. В следующий день, 14 марта, архиепископ Феодорит с прочими духовными, в сопровождении всех чинов, пришедших из столицы, прибыли в соборный храм Костромы, отслужили молебен и, взяв местный чудотворный образ Феодоровской Богоматери, пошли в Ипатиевскую обитель, в которой находились Марфа Иоанновна и Михаил Феодорович. Михаил Феодорович и матерь его сретили крестное торжественное шествие за св. воротами обители. Помолившись Господу Богу и Пречистой Богородице, они со слезами приложились к чудотворным иконам, приняли благословение от архиерея, присланного из царствующего града и, быв упрошены, вступили с крестным ходом в соборную монастырскую церковь живоначальной Троицы. Здесь поднесли матери и сыну многомолебное писание от всего священного собора, и от бояр, и от всего воинства и от христоименитого народа Российские державы, чтобы государыня благословила сына своего Михаила Феодоровича Царём и Государем на Московское государство и над прочими государства Российские державы, и чтобы и благоверный Великий Государь Михаил Феодорович прошения не презрил. Долго умоляли Марфу Иоанновну дать благословение; она была сначала непреклонна, плакала и говорила: «яко мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху; а инии и чуждую землю познаша; мое же чадо, младо суще, недоумеет к уменьшению людских злостей управляти: молю вас, не лишите меня единородного чада». После продолжительных и напрасных убеждений склонить Марфу Иоанновну на желания отечества, архиепископ приемлет на руки свои чудотворную Феодоровскую икону Пресв. Богородицы, а Троице Сергиевский келарь Аврамий образ св. чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, подносят св. иконы к старице, и твёрдым голосом вещают Марфе Иоанновне и Михаилу Феодоровичу: «для чего же пречистая и чудотворная икона Пресв. Богородицы и великие святители Христовы шествовали с нами? Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери, и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога; ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Марфа Иоанновна не могла более противиться желанию России. Проливая слёзы умиления перед образом Пречистой Богородицы, мать берёт сына своего и предаёт покрову Заступницы небесной. «Се Тебе, Пречистая Богомати, говорит она, в Твои пречистые руки, Владычице, предаю чадо свое, по воле Твоей устрой полезное ему и всему православному христианству». Михаил просил мать не соглашаться, но она отвечала: «се дело Божие, а не человеческое, не смею противиться». Михаил плакал, все безмолвствовали. Он повергся перед иконой Богоматери и произнёс: «Боже, Твоя есть воля, я раб Твой, аще на то есть воля Божия. Да буди тако», и, приняв прошение и благословение, на выю и перси животворящий крест, в десницу жезл царский, сел на престол царский и наречён был Богом избранный благоверный Великий Государь Царь и Великий Князь, всея России Самодержец в церкви Ипатиевского монастыря, волею Божией и Московского государства всех чинов хотением. Так помощью Богоматери в 1613 году 14 марта совершилось избрание Михаила Феодоровича на Всероссийское царство. В этот день великая была радость в Костроме; установили совершать праздник в честь Богородицы Феодоровские иконы в память этого избрания.

Феодоровская икона, столь славная в отечественной нашей истории, украшена золотым окладом, более полупуда весом, с бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами и другими драгоценными каменьями. С нею ежегодно бывают крестные ходы в день Пятьдесятницы в Ипатиевский монастырь, а 16 августа в Спасо-запруденскую церковь. Феодоровская икона привлекает к себе отовсюду множество Богомольцев. Ежедневно с утра до вечера, говорят очевидцы, к ней притекают и поклоняются перед нею усердствующие (см. о ней 16 августа).