Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святого пророка Елисея

Святого пророка Елисея

Святой пророк Елисей был преемником пророческого служения святого славного пророка Илии. Когда Бог, явившийся Илии на горе Хориве, внушил ему помазать вместо себя пророка, то это определение свыше пало на Елисея, сына Сафатова, из Авел-Махолы. – И нашёл (Илия) Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар (волов) было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою. И оставил (Елисей) волов и побежал за Илиёй и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобой. Он сказал ему: пойди и приходи назад; ибо что сделал я тебе? – Он (Елисей), отошедши от него, взял пару волов и заколол их, и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошёл за Илией и стал служить ему» (Третья книга Царств, 3 Цар. 19:19–21).

Видя усердие своего ученика, святой пророк Илия, приближаясь к кончине, сказал ему: – проси у меня, чего ты желаешь, прежде чем я буду взят от тебя. – «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» ... отвечал Илии Елисей, желавший более всего возможности совершать своё служение с чудодейственной силой для большего успеха... – «Трудного просишь ты», – сказал Илия, однако исполнил просьбу своего последователя, когда «сокрывался в вихре из глаз его» ... С тех пор Елисей ревностно предался пророческому служению своему, утверждая в вере народ Израильский и свидетельствуя о Духе Божием, в нём пребывающем, многочисленными чудесами. «И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его. Ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти были дивны дела его» ... (Кн. Премудр. Иисуса, сына Сирахова, Сир. 48:13–15).

Народ видел в Елисее посланника Божия, назидался словом его и, хотя не пришёл к полному покаянию, всё же отклонялся отчасти от служения языческим богам, к которым привлечены были многие Израильтяне их нечестивыми царями.

Между многими поучительными обстоятельствами из жизни пророка Елисея замечательно, как он однажды отнёсся к злобным детям... «И пошёл (Елисей) в Вефиль. Когда он шёл дорогой, малые дети вышли из города и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка» ... (4 Цар. 2:23–24).

Страшная кара постигла несчастных неразумных детей... Казалось бы, что невменяемость детского возраста должна была избавить их от такой кары, которой могло бы подлежать разве только какое-нибудь страшное и сознательное преступление взрослого человека, совершённое в состоянии полной вменяемости и ответственности, а не простая, свойственная детям смешливость и шаловливость, ответственность за которую ещё притом падает больше на их воспитателей, чем на них самих... Между тем кара совершилась. Прошли века, а память о ней уцелела и не перестаёт приводить в содрогание при мысли о кажущейся несоответственности её с проступком детей...

Но если и волос с головы нашей не падает без воли Божией, то могла ли произойти страшная смерть 42-х детей без участия Промысла Божественного? И могло ли сказаться и исполниться над ними проклятие пророка, если бы это не было по высшему внушению и изволению? И не провидел ли духом пророк, что, навлекая проклятием смерть на детей, он избавляет мир от злодеев, которыми сделались бы впоследствии эти дети, дурно, без внушения добра воспитанные своими родителями, которые поэтому и подлежали безусловной ответственности за проступок детей... И не одной ответственности, но и каре. И на гибель детей не следует ли смотреть, как на кару, постигшую преимущественно родителей в вечное назидание и напоминание того, как строго осуждает суд Божий небрежность в деле воспитания детей...

Не повторялось такое наглядное проявление гнева Божия, разразившегося над виновными детьми и родителями; но, тем не менее, факт этот, совершившийся однажды, свидетельствует навсегда о неизбежности строгой кары, которая должна постигнуть и тех, кто пренебрёг святым делом воспитания, и несчастные жертвы недобросовестного воспитания, доведённые до преступления раньше или позже. И если и не будут они преданы на растерзание свирепым зверям, как те 42 детей, которые подверглись проклятию пророка, то в том или другом виде, но не менее страшном неминуемо отразятся последствия небрежности родителей в отношении к душевному воспитанию детей...