Святого Иоанна, митрополита Евхаитского
Иоанн (прозываемый Маврон), получив основательное образование, усердно был предан научным занятиям, извлекая из них, впрочем, главным образом пищу для души, руководство для своего спасения. В одном из стихотворений своих он пишет:
«Веди меня, Слове, путём сим и сохрани!..
Пусть с книгами я буду, как пчела с цветами,
Питай меня наукой, как кузнечика – росой.
Чтобы не искать мне ничего, кроме спасения» ...
Удовлетворяя себя занятиями по душе, Иоанн вместе с тем желал делиться своими познаниями и с другими, желал посвятить свою жизнь образованию юношества. В 1050 г. он был приглашён быть наставником словесности в Константинополе. Однако же, из жития его видно, что, оставив свой наставнический путь, он избрал путь послушнический – инока. Был учеником аввы Дорофея младшего, подвижника Хиликомского в Трапезонте. При императоре Алексии Комнине, в преклонных уже летах Иоанн был облечён в сан митрополита. При этом же императоре Господь прославил достойного пастыря особенным откровением. Когда между почитателями святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста возникли споры о том, кому из них следует воздавать главную честь, и споры эти доходили до раскола, то святители явились Иоанну и сказали ему: – «мы – одно у Господа; в своё время каждый из нас, научаемый Святым Духом, писал, что нужно было для спасения других; между нами нет первого, нет второго. И так скажи, чтобы спорящие о нас прекратили спор; одной любви желали мы для всех на земле, одной любви желаем мы на небе. Соедини нас в один день и назначь, когда и как хочешь, торжество в показание нашего единомыслия». – Воля святителей была исполнена назначением празднования памяти их в 30 день января. Евхаитский пастырь скончался около 1095 г. Он оставил после себя много слов, посланий, канонов, в числе которых находится известный канон Сладчайшему Иисусу и Ангелу Хранителю.