Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святого Апостола Варнавы

Святого Апостола Варнавы

Апостол Варнава произошёл из колена Левиина, родился на острове Кипре, куда переселились его родители. До Апостольства своего он назывался Иосия или Иосиф, а от Апостолов прозван Варнавой – сыном утешения, в знак того, что он, по словам Иоанна Златоустого, имел особенный дар утешать скорбящих. Близ Иерусалима он имел свою землю (Деян. 4:36–37).

Древние писатели христианские – Климент Александрийский, Евсевий, святой Епифаний, повествуют, что Иосия ещё в юных летах отправлен своими родителями из Кипра в Иерусалим к знаменитому Гамалиилу, и у него воспитывался и вместе с святым Павлом, тогда ещё Савлом. Юноши, лучшие ученики первого в своё время законоучителя, одарённые великими способностями душевными, ревностно искавшие просвещения, сидя вместе у ног Гамалиила, не могли не соединиться тесной между собой дружбой. Но до известного времени Промыслу угодно было вести их разными путями к принятию веры Христовой. Савл долго оставался излхла ревнителем отеческих преданий, по премногу гнал Церковь Божию и разрушал её (Гал. 1:13–14). Напротив об Иосии есть предание, что он гораздо ранее Савла познал Господа Иисуса и уверовал в Него. Каждое утро и вечер посещая храм Иерусалимский, Иосия имел случай видеть там Искупителя; слышал Его Божественные поучения, видел чудеса – и глубоко умилялся душой и сердцем. Однажды он, – подобно Апостолу Филиппу (Ин. 1:46), сказал родственнице своей Марии, матери Иоанна Марка (Деян. 12:12): «в храме учит некий пророк Иисус, творит великие чудеса, и многие думают, что Он есть – ожидаемый Мессия. Увидевши Господа Иисуса, Мария поверглась к ногам Его и умоляла посетить дом её и благословить домашних. Господь не отрёкся, – и с сей поры дом Марии сделался пристанищем Спасителя всякий раз, когда Он бывал в Иерусалиме. Юный Иосия, виденный Искупителем уже в храме и теперь снова благословенный уже в доме тётки, ещё пламеннее прилепился к Господу, и как скоро Господь из Иерусалима возвратился в Галилею, он последовал за ним и потом избран в число 70 учеников.

По вознесении Иисуса Христа на небо и по получении с неба иного Учителя и Утешителя, когда святые Апостолы вместе с прочими верующими составляли ещё небольшое общество, в коем соблюдалось общежитие, и у кого бе сердце и душа едина, Варнава продал свою землю и полученные за неё деньги принёс и положил к ногам Апостолов (Деян. 4:32–37). Вообще Варнава был муж благ и исполнь Духа Свята и веры (Деян. 11:24). Своё Апостольское служение, как и прочие Апостолы, совершал он по непосредственному призыванию Святого Духа (Деян. 13:2).

Говорят, что святой Варнава, часто видясь с Савлом в Иерусалиме, всячески убеждал его обратиться к Евангелию, горько плакал о жестокости друга своего, дышавшего прещением и убийством на христиан, и пламенно молился об его обращении.

По обращении Савла ко Иисусу Христу, когда Савл в 37 году по Рождестве Христовом пришёл в Иерусалим и ученики Господа боялись его, неверующе, яко есть ученик, Варнава возвестил им о событии чудесного его обращения и представил им Савла, как истинного последователя Христова и усердного проповедника Евангелия. С тех пор Савл навсегда соединился с святыми Апостолами для единого с ними служения (Деян. 9:26–28).

Когда Апостолы услышали, что великое число в Антиохии уверовало и обратилось к Господу, послали в Антиохию Варнаву; прибыв туда, он убеждал всех держаться Господа всем сердцем. Проповедью Варнавы приложися в Антиохии народ мног Господеви (Деян. 11:11–24). Но духовная жатва в Антиохии была столь обильна и пространна, что требовала не одного, а многих делателей. Посему Варнава, около 43 года по Рождестве Христовом, призвал в Антиохию Апостола Павла, и был его сотрудником в проповеди, чудесах и страданиях за слово Божие. Целый год собирались они с тамошней Церковью и научили немалое число людей. Ученики в Антиохии, первые стали называться христианами. Во время голода, бывшего по всей земле при кесаре Клавдии, Антиохийские христиане, собравши милостыню, – по елику кто имеяше что, – отправили с ней Павла и Варнаву в Иерусалим (Деян. 11:25–30). Совершив своё поручение, Варнава и Савл возвратились в Антиохию, и привели с собой Иоанна, прозванного Марком, племянника Варнавина (Кол. 4:10. Деян. 12:25). В Антиохии, как они служили Господу и постились, Дух Святой сказал им: отделите Ми Варнаву и Савла от прочих пророков и учителей Церкви Антиохийской на дело, на неже призвах их. Напутствованные постом и молитвой и рукоположенные в Апостолов для язычников, Варнава и Павел посланы были Духом Святым в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр, родину Варнавы, из Кипра в Салимин, где проповедовали слово Божие в Иудейских синагогах. Бывши на острове, в городе Пафосе они обратили ко Христу тамошнего проконсула Сергия-Павла. Из Пафоса отправились в Пергию Памфилийскую, из Пергии в Антиохию Писидийскую, где почти весь город собирался слушать их (Деян. XIII). Из Антиохии, пришедши в Иконию, они проповедовали здесь с такой силой и убедительностью, яко веровати Иудеев и Еллинов множеству многу. В Иконии Апостолы Варнава и Павел пробыли довольно долго и безбоязненно проповедовали при помощи Господа, Который во свидетельство слову благодати Своея творил руками их знамения и чудеса. Гонимые врагами веры Христовой, которые хотели побить их камнями, Апостолы удалились из Иконии в города Листру и Дервию, и в окрестности сих городов Ликаонии. В Листре народ, изумлённый чудесным исцелением хромого от рождения, совершённым Апостолом Павлом, поднял крик и говорил по-Ликаонски: боги в человеческом образе сошли к нам. Варнаву, по причине его достопочтенного вида и стройного телесного стана, как замечает святой Златоуст, назвали Зевесом или Юпитером, – верховным божеством языческим; а святого Павла за его красноречие – Меркурием, потому что Меркурий почитался у язычников богом красноречия. Идольский жрец и народ приготовились уже приносить им языческие жертвы и венки; Апостолы с трудом остановили народ не делать этого. Не смотря на почтение народа к Апостолам, враги их – Иудеи, пришедшие из Иконии и Антиохии, возмутили против них Листрян, и Апостолы пошли в Дервию и, приобретши там довольно учеников, предприняли обратный путь. Снова посетили Листру, Иконию, Антиохию Писидийскую или Фригийскую, везде утверждая души учеников своих и для каждой Церкви рукоположив пресвитеров. Прошли через Писидию и Памфилию; проповедали в другой раз слово в Пергии, и из Атталии, города Памфилийского, лежавшего на границах Ликии, отплыли в Антиохию, из которой первоначально вышли и которая была главным городом Сирии (Деян. XIV); а из Антиохии отправились в Иерусалим на Собор. Собор Апостольский, по окончании своём, послал Варнаву и Павла с своими постановлениями опять в Антиохию, выхваляя их, как верных слуг Божиих, предавших души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 15:1–30). Но теперь в Антиохии около 51 года по Рождестве Христовом Варнава расстался с Павлом. Разлучившись навсегда телом, Апостолы никогда не разлучались духом. Спустя лет шесть или более после разлуки, святой Павел писал в Коринф и оправдывал святого Варнаву, как себя самого (1 Кор. 9:6). Даже об Иоанне Марке, который отчасти был причиной разлуки (Деян. 15:36–39), впоследствии Апостол Павел с любовью упоминал в своих посланиях и заботился об нём, как о своём близком, как о человеке необходимом для себя, и как об одном из лучших сотрудников своих в деле благовестия (Кол. 4:10. 2 Тим. 4:1. Фил. 1:23).

По разлуке с Апостолом Павлом Варнава прибыл в Кипр (Деян. 15:36–39), где он много потрудился в проповеди Евангелия своим единоземцам, и многих из них обратил ко Христу. Распространив и утвердив святую веру в Кипре, Варнава, по сказанию Дорофея Тирского, ходил в Рим, где первый проповедал Христа и озарил верой Христовой Милан, и опять воротился в Кипр; наконец в Саламине получил мученический венец, быв побит камнями. Тело Апостола брошено было в огонь, но осталось невредимо. Святой Иоанн Марк похоронил мощи Варнавы за городом и положил в гробницу Евангелие от Матфея, переписанное собственной рукой святого Варнавы. Из его собственного послания видно, что он окончил свои Апостольские труды после разрушения Иерусалима Титом.

В V веке в царствование Зенона (474–491) св. мощи Варнавы были обретены, открыты и прославлены. Антиохийский патриарх Пётр, заражённый евтихианской ересью, снедаемый властолюбием и неразумной ревностью о распространении своего зловредного учения, вознамерился было подчинить остров Кипр своей власти под тем предлогом, что слово Божие принесено сюда из Антиохии. Ап. Варнава в ночном видении явился и повелел благочестивому Кипрскому архиепископу Анфимию открыть мощи его. Анфимий по повелению Апостола обрёл их в 488 году 11 июня и на персях мощей Евангелие от Матфея, списанное Варнавой; об этом обретении архиепископ объявил царю и патриарху. Император Зенон с радостью принял известие, что во дни царствования его Бог благоволил явить знамение Своей всесильной благодати. После того постановлено было, чтобы Кипрская Церковь, как Апостольская, имеющая у себя и мощи одного из св. Апостолов, не подчинялась Антиохийскому патриарху, а управлялась самостоятельно, своим священноначалием. Император испросил у архиепископа Евангелие, обретённое на персях Ап. Варнавы, и положил в своей придворной церкви. Своими щедротами Зенон содействовал архиепископу Анфимию соорудить на месте обретения мощей Ап. Варнавы храм Божий для их положения и хранения. Со времени обретения мощей установлено празднование в память св. Ап. Варнавы, и совершается как нашей Прав. Церковью, так и Римской, июня 11 дня. Сирская Церковь издревле чтила св. Варнаву как мученика; во Франции праздник ему установлен в IX веке; Англия с древних времён почитает память св. Варнавы с особенным благоговением; Лигурия и Милан признают его первым епископом и Апостолом своим. Если справедливо мнение наших отечественных изыскателей Славянской древности, что Милан исстари населён был Славянами и был городом Славянским, то мы можем св. Варнаву почитать и Славянским Апостолом, наравне с св. Ап. Андреем Первозванным.

Памятником веры и Апостольского пенечения св. Варнавы о распространении и утверждении христианского учения служит также сохранившееся до нас одно его соборное послание, исполненное духовной мудрости, Апостольской простоты и живого назидания; по духу и направлению весьма близкое к посланию св. Ап. Павла к Евреям. На подлинность Варнавина послания, как на несомненный памятник времён Апостольских, часто указывали знаменитейшие писатели первых веков христианских: Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан.

Св. Церковь, прославляя Варнаву в своих песнопениях, говорит: «прошел еси землю, просвещая якоже солнце, и в Рим славный пришед, первее, славне. Христово проповедал еси спасительное пришествие. Орган добре составлен, деланием духовным, Варнаво, был еси, языком званию ты вверился еси, к познанию Христову наставляя словесы и деянии. Яко сын утешения, иже прежде Павла, седмидесятим учеником быв верх, и с Павлом паки проповедав Евангелие концем».

Паремии, чтения Евангелия и Апостола в день св. Варнавы те же, какие назначены в честь св. Ап. Варфоломея, которого Церковь воспоминает в один день с св. Варнавой.