Святого Апостола Варфоломея
Апостола Варфоломея считают за одно лицо с Нафанаилом (Ин.1:45–51,21:2), который по отцу своему называется Варфоломеем, т. е. сыном Фоломеевым, потому что Еврейское слово вар значит сын. К Иисусу Христу Нафанаил призван был Ап. Филиппом, который находит Нафанаила и говорит ему: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, Иже от Назарета. Нафанаил возразил Филиппу: от Назарета может ли что добро быти? Прииди и виждь, смиренно и благоразумно отвечал Филипп. Нафанаил пошёл, и когда приблизился, Господь возгласил: се воистину Израильтянин, в немже льсти несть. Како мя знаеши, вопросил Нафанаил. Прежде даже не возгласи тебе Филипп, а суща под смоковницею видех тя, отвечал Господь. Увидев и услышав Господа сердцеведца, Который явил ему и Своё всеведение, Нафанаил тотчас и прежде всех Апостолов исповедал Христа Сыном Божиим, Царём Израилевым. Господь сказал исповеднику: больша сих узриши. Отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божии восходящыя и нисходящыя над Сына Человеческаго (Ин. 1:45–51). В третий день после сего Нафанаил был с Господом и с прочими Его учениками на браке в Кане Галилейской (Ин. 2:2). Через год Варфоломей избран Господом из множества Его учеников в лик двенадцати Апостолов (Лк. 4:13–14).
По сошествии Св. Духа Варфоломей для проповеди Евангелия путешествовал из Иудеи в разные страны Востока, часто вместе с Ап. Филиппом. По сказанию св. Иоанна Златоуста, был он в Сирии, Фригии, Ликаонии, Писидии, в Иераполе, куда послан был Промыслом на помощь Ап. Филиппу, которого после мученической его смерти он предал там погребению. По сказанию Евсевия, Варфоломей простёр проповедь слова даже до Индии, которую называют Счастливой Аравией, и для Церкви Индийской оставил Евангелие от Матфея, писанное по-Еврейски и найденное там во II веке Пантеном, знаменитым наставником Александрийского христианского училища. Из Индии Ап. Варфоломей возвратился в Армению и здесь скончался в городе Альбанополе (Альбане) мученической смертью за Евангелие, повешен быв на кресте и потом усечён мечом. Тело св. Варфоломея положено было сначала в Альбанополе; потом врагами веры Христовой ввержено было в море и Божиим промыслом перенесено на Сицилийский остров Липари и там погребено. Феодор чтец пишет: «царь Анастасий (491–518) построил город Дары, и видел во сне св. Ап. Варфоломея, который говорил ему, что он будет сам хранить сей город. По этой причине Анастасий перенёс туда и положил там останки его», вероятно часть мощей. Во дни Феофила – Греческого царя, в 833 году, когда Липара покорена была Агарянами, тело св. Варфоломея перенесено в Беневенто – город Неапольский, а отсюда императором Оттоном II (973–989) в Рим.
Преставление Ап. Варфоломея Церковь воспоминает 11 июня, а перенесение мощей его в Беневенто – 25 августа. В эти дни она прославляет чудесное явление Апостола учений сиянием и чудесы страшными. Преподобный Иосиф, творец канонов, украсил в IX веке празднество св. Ап. Варфоломею церковными гимнами и канонными песнями, ныне возносимыми в честь сего Апостола.
Паремии во дни, посвящённые св. Ап. Варфоломею, читаются общие Апостолам, – первая говорит о дерзновении перед Богом, какое имели Апостолы, потому что соблюдали заповеди Божии, и о различении Духа Божия, обитавшего в Апостолах, и духа лестча, коим исполнены были лжепророки (1Ин.3:21,4:1–6); вторая возвещает от лица Апостолов: мы видехом и свидетельствуем, яко Отец посла Сына Спасителя миру. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе (Ин. 4:11–16); третья глаголет о победе, которая через Апостолов совершилась в мире: и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий (1Ин.4:20,5:5). Евангелие на утрени то же, что и на утрени в день Ап. Петра и Павла. На литургии чтением Апостола Церковь проповедует о гонении на первых учеников Христовых, которое обращено было Промыслом к распространению слова Божия, и о деяниях св. Апостолов к умножению Церкви Христовой (Деян. 11:19–30); а в чтении Евангелия Спаситель благовествует, что слушаяй вас – Апостолов, Мене слушает (Лк. 10:16–21).