† Преставление преп. Никодима Кожеозерского
По ркп. святцам, «пр. Никодим пустынник, чудотворец, преставился в л. 7148 (1640) м. июля 3 д.». В прологе, напечатанном 1662 г., положена память преп. Никодима под 3 июля, хотя и нет жития его. По ркп. житию, пр. Никодим, в мире Никита, родился в с. Ивановке Ростовского уезда. – Ещё в молодости, находясь в поле вместе с отцом своим, Никита слышал голос: «Никодим, Никодим!» Испуганный зовом, он пересказал о нём родителям; верно быть тебе иноком, сказали они. После их смерти оставшись бедным сиротой, для того, чтобы иметь средства к пропитанию, выучился он кузнечному мастерству в Ярославле и пришёл в Москву. Здесь жил он вместе с другим кузнецом. Злая жена товарища решилась отравить мужа и всыпала яд в пищу. Не зная замысла жены, товарищ позвал Никиту обедать вместе с ним. Муж после обеда умер. Никита остался жив, но остался с жестокой болью в желудке. Раз встретился с ним незнакомец и сказал: «чем ты болен, Никита? Ступай в собор на ров, там дам я тебе лекарство Никита пошёл; незнакомец дал ему пить из сосуда, и он стал здоров. Странный человек скрылся, и конечно это был бл. Василий. В другое время, проходя Кулишки, Никита остановился у кущи юродивого Илии, которого обступила толпа; юродивый, увидя его, кричал: «Хузьюгский пустынник пришёл». – Эти слова сильно поразили Никиту: он принял их за призвание к другому роду жизни. – Продав что имел, пришёл он к архимандриту Чудова мон. Пафнутию и просил принять его в число братии. Научившись грамоте и испытанный послушаниями, принял он здесь монашество с именем Никодима. Прошло 7 лет, как Пафнутий (в 1602 г.) облечён был саном Сарского митрополита и взял с собой Никодима на Крутицы, но спустя год Никодим, по благословению владыки, отправился в Кожеозерскую обитель. Здесь прожил он полтора года. Потом, желая работать Господу в глубоком безмолвии, в 5 вер. от обители, при речке Хузыоге, поставил себе келийцу и в ней начал подвизаться. Здесь прожил он безвыходно 35 лет, подражая Павлу Фивейскому. Около хижины был у него огород, где сам он возделывал землю; в другое время любил ловить удочкой рыбу, но плодами трудов своих делился с обителью; воду носил себе из реки за версту, совершая дорогой молитву; он только сидя предавался дремоте, ночь же проводил в молитве. Дикие олени так привыкли к кроткому пустыннику, что свободно, без тревоги, ходили около него и кормились. Раз вода в Хузьюге, во время полноводья, так поднялась, что залила всю окрестность, затопила келью пустынника до того, что свободной оставалась только кровля; преподобный, взяв Владимирскую икону Бoroматери, которой благословил его преосв. Пафнутий, взошёл на кровлю кельи и здесь стоял на молитве дотоле, пока вода не упала. Страдальческими подвигами в пустыне преподобный достиг высокой степени духовной жизни. В 1635 г. поморяне Иван Пешков и Кирияк Козлов рассказали о себе в обители следующее: в весеннее время вышли они из р. Варгузы в море; поднявшаяся буря понесла их между льдов; положение их было отчаянное; призывая на помощь святых, они помянули старца Никодима. Внезапно явился на корме старец. «Не бойтесь, чада, сказал он, уповайте на Бога и Пречистую Матерь Его». Ладья под управлением чудного кормчего прошла между раздвигавшимися льдинами к берегу, целые две версты. Патр. Иоасаф I, услышав о строгой жизни старца Никодима, прислал ему свою шубу; но он, поцеловав святительский дар, отослал её в обитель; «для моей худости довольно и рубища», сказал он. За 7 дней до его смерти, свят. Алексий и преп. арх. Сергиевой лавры Дионисий предстали и сказали ему о скорой его кончине. Преподобный сильно изнемог от старости; игум. Иона убедил его перейти в обитель. Здесь, причастившись св. Таин, мирно предал он дух свой Богу, 3 июля 1640 г. Мощи его покоятся в храме св. Николая; лик изображён на гробнице, обитой медью. Клобук и епитрахиль его целы.