† Преставление бл. Иоанна юродивого Московского
Бл. Иоанн, уроженец страны Вологодской, по занятию на соловаренных заводах назывался водоносцем; это название, сохранившееся за ним и в старости, было напоминанием о труженическом подвиге молодости его: в соловарне с тяжкими трудами добывания раствора соленого соединял он строгий пост и молитву. С заводов перешёл он в Ростов. Здесь начался новый подвиг его, подвиг особого рода. Его звали большим колпаком, потому что на голове носил он тяжёлый железный колпак. Но люди, видя это, не всё видели. На теле носил он ещё вериги, состоявшие из толстых железных крестов, тогда как на пальцах его было несколько колец. Раз, посетив блаж. Иринарха затворника, он дал ему совет носить на себе кресты и, предсказывая о нападении ляхов, говорил: «а я иду в Москву просить себе земли; в Москве будет много видимых и невидимых бесов, но их прогонит Св. Троица». В Москве ходил он почти ногой в самые жестокие морозы и с распущенными волосами. Встречаясь с Годуновым, говорил вслух: «умная голова, разбирай Божьи дела; Бог долго ждёт, да больно бьёт». Перед смертью пришёл он в церковь Покрова Богоматери, что на рву, и просил у протоиерея Димитрия место себе, где бы ему лечь. Протоиерей, поняв, чего желает юродивый, обещал похоронить его; блаженный указал на место могилы. По выходе из церкви блаженный пошёл к живому мосту на р. Москву; здесь встретился ему больной Григорий, два года не владевший ногой; расспросив его о болезни, Иоанн, как-бы нечаянно, наступил ему на ногу, и нога исцелела; блаженный велел сказать о том протоиерею церкви Покровской, без сомнения для того, чтобы случаем исцеления побуждены были исполнить обещание о погребении. Потом пошёл за реку в баню и там, в первый раз, сняв с себя все вериги, трижды облился водой, готовя себя к погребению; лёг на скамью, положив под голову все свои тяжести, и сказал: «простите меня, братия; когда умру, отнесите к Церкви Покрова Богородицы, ко гробу блаж. Василия, чтобы протоиерей с братией похоронили моё тело». С этими словами скончался. Это было 3 июля 1589 г. – Желание блаженного поспешили исполнить: протоиерей и его братия перенесли почившее тело в церковь свою и во время панихиды исцелился боярский сын Елеазар Юрьев, 20 лет страдавший глазами. По воле царя Феодора, слышавшего о подвиге блаженного, погребение юродивого отпевали Казанский митрополит, Рязанский архиепископ и множество настоятелей монастырских. В сам час погребения забушевала буря с громом и молнией: ризничий владыки Рязанского убит был до смерти в самом храме; Покровского диакона Пимена вынесли едва живым, священника Иоанна ударило о землю, долго лежал он без чувств и едва успел исповедаться, как умер; многие другие были оглушены и опалены. Не вестник ли это был о буре междуцарствия, раздутой ляхами? После бури начались благодатные исцеления у гроба угодника Божия: до 15 исцелений записано в памятной книжке собора. В г. Орешке воевода Борис Петрович Благово был тяжело болен и ожидал смерти. Ночью в полудремоте услышал он голос: «молись Господу и Пречистой Матери Его, призывай на помощь Иоанна водоносца, называемого большой колпак, молитвами его исцелит тебя Господь». После того болезнь его прошла, и он прославил угодника Божия. – Мощи блаженного, обретённые нетленными 12 июня 1672 г., почивают под спудом в соборном приделе Рождества Богородицы.
Путь юродства, избранный блаж. Иоанном, – не есть путь общий. Но дух, с каким проходил этот путь блаженный Иоанн, – полное самоотречение, – дело касающееся до всех, долг наш общий. «Входите, говорит всем Спаситель, тесными вратами, потому что широкие врата и просторный путь ведут в погибель, и многие идут им. Как узки врата и тесен путь, ведущие в жизнь, и как немногие находят их!» (Мф. 7:13–14).