† Преставление преп. Макария Желтоводского и Унженского
Сын благочестивых жителей Нижнего-Новгорода, преп. Макарий в детском возрасте обучен был книжной мудрости, причём он показывал в себе особенные дарования ума и любовь к учению. Юным отроком тайно ушёл он из дома родителей и, на дороге переменив одежду свою на одежду нищего, явился в Печерский монастырь к архимандриту Дионисию, прося пострижения. На вопросы: кто он и откуда? отвечал, что он безродный сирота и желает одного – работать Господу. Дионисий, видя его ум и чистоту, постриг его и принял в свою келью. Макарию было тогда только 12 лет, и он начал подвизаться со всем пылом души юношеской, был послушен каждому в обители, особенно же настоятелю. Спустя три года отец, узнав, где сын, пришёл в обитель и умолял допустить его до свидания с любимым сыном, которого считал он или растерзанным от зверя, или умершим другой печальной смертью. Сын, посвятивший себя Господу, говорил, что отец его – Господь, а по Нём настоятель. Отец, слыша голос его за стеной, со слезами говорил: «сын мой, сын мой! дай посмотреть на тебя». Макарий отвечал: «лучше будет для обоих, если не увидимся здесь; увидимся там – в вечности». – «Не хочу я препятствовать твоему благому намерению, говорил отец; радуюсь о твоём спасении; но не отойду от кельи, пока не увижу тебя». Блаженный оставался твёрдым в своей решимости; тогда отец просил, чтобы сын протянул ему по крайней мере свою руку. В успокоение рыдающего отца сын выставил в окошко руку. Отец схватил её, поцеловал и сказал: «теперь спасайся о Господе, сын мой! и молись о нас». Живя в обители, блаж. Макарий подвизался искренно. Пост его был выше других; он принимал пищу, лишь бы не умереть от голода; хотя всегда ходил в трапезу вместе с другими, ел со страхом Божиим и потому очень мало. При такой жизни стали отличать его вниманием. Это было тяжело для смиренной души и, пламенно желая безмолвия, Макарий решился удалиться в пустыню.
Тайно оставив обитель Печерскую, Макарий пришёл на р. Лух; полюбив место на впадающей в неё р. Добрице, поставил себе хижину и стал жить один с Господом. Мало-по-малу стали собираться к нему ревнители благочестия и оставались при нём жить. По времени образовался монастырь, с храмом в честь Богоявления Господня. Устроив обитель, преподобный опять стал искать безмолвия и, назначив для братии игумена, тайно удалился. Переходя из пустыни в пустыню, пришёл на озеро Жёлтое, что на левом берегу Волги. Здесь выкопал он себе пещеру и в ней стал подвизаться, по-прежнему, в посте и молитве. Узнали и здесь великого подвижника, и не только верующие, но и чтители ложного пророка с благоговейным удивлением смотрели на строгую жизнь отшельника, недоумевая, откуда столько силы для такой трудной жизни, какую вёл Макарий! Они приносили ему то хлеб, то мёд, то другие потребности жизни. Он принимал с благодарностью, но не для себя, а раздавал приходящим к нему, которые стали посещать его, желая слышать наставления его. Когда собралось к нему довольное число братии пустыннолюбивой, он построил (в 1435 г.) храм во имя Святой Троицы и был посвящён в игумена обители оной. Для всех служил он примером труда и смирения; сам готовил он пищу для братии. – Любовь и смирение его привлекали к нему не только верующих, но Чуваш, Черемис и Мордву; обходясь с ними ласково, передавал он сердцам их истины святой веры Христовой, и многие из них крестились по убеждению святого; перед самыми вратами обители находилось озеро, называвшееся потом Святым; здесь преподобный крестил язычников и магометан.
В 1439 г. Улу-Махнет, утвердясь в Казани, перед тем опустелой, стал подвигать свою власть к пределам России. Сын его Мамотяк напал на Нижний и его окрестности. Толпы хищных Татар, как волны, разлились по поселениям Русским, и всё предавали опустошению. они неожиданно нахлынули и на обитель Макариеву, разорили её, избили иноков, а самого Макария повели в улусы. Когда Улу-Махмет увидел Макария, то, зная высокую жизнь его, его кротость и благотворительную любовь, изъявил негодование на своих бестолковых грабителей и с честью отпустил Макария на свободу; из уважения к нему он дал свободу и другим христианам, так что с Макарием вышли из плена до 400 человек; но с Макария взято при том слово – не жить более на Жёлтой воде; та земля, говорил хищный магометанин, принадлежит нам. Макарий выпросил себе ещё дозволение погребсти избиенных братий в разорённой обители. «Вот Божий человек, сказал хан, услышав просьбу о том; он заботится не только о живых, но и о мёртвых». Оплакав пострадавших братий, преподобный убедил вышедших с ним из плена не селиться на прежних местах, – иначе Татары предадут их злой смерти. Все согласились идти в Галичскую сторону, за 240 вёрст, и, помолясь Богу, отправились лесами и местами топкими. На дороге не стало у них хлеба, голод начал терзать непривычных к нему. Преп. Макарий начал молиться, и вот, нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время поста Апостольского. Путники просили у Макария дозволения утолить голод лосем. Но он не благословил им нарушать пост и убеждал потерпеть до праздника святых Апостолов Петра и Павла. «Поверьте, братия, прибавил преподобный, лось будет в ваших руках, когда придёт время разрешить пост: потерпите ещё три дня, – Господь сохранит жизнь вашу». Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, пустили его, а преподобный молил Господа, чтобы укрепил слабых товарищей его. По милости Всемощного даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника Апостолов. В праздник преподобный, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Господу за Его благодать всесильную, молил Его пропитать гладных спутников его. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня перед тем. Его с восторгом поймали и привели к святому; святой с радостью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, прибавил он. Он не оставит нас и впредь». И точно, после того то попадался им лось, то без труда ловили оленя, и так благополучно дошли до Унжи.
Унжа весьма старинный Русский город, но вблизи его ещё мало было сёл и вовсе не было иноческих обителей, когда явился здесь Макарий. Спутники Макария рассказали жителям Унжи, кто таков Макарий, как он избавил их от плена и как чудно прокормил в дороге. И Унжане приняли Макария, как ангела Божия. – Но преподобный спешил отыскать себе безмолвное место; ему указали в 15 вер. от города, на берегу озера Унжи, место окружённое лесом, ровное и красивое; он поставил здесь крест, построил келью и поселился. Это было в 1439 г. Продолжая подвижническую жизнь свою, преподобный прославился даром исцелений: девушку слепую и бесноватую осенил он с молитвой крестным знамением, и та стала видеть и перестала быть больной. В полугоре, не вдали от своей кельи, молитвой извёл он воду, и эта вода исцеляла больных. – На 5 году поселения своего на оз. Унже и на 95 году своей жизни преподобный приблизился к своей кончине. Он заболел в гор. Унже и заповедал похоронить тело его в его пустыне. По преставлении угодника Божия благоухание разлилось в воздухе. Жители, с благоговением исполняя волю преподобного, понесли святое тело его в пустыню, и на дороге многие больные получили здравие от мощей его. Блаж. кончина его последовала 25 июля 1444 г..
Скоро после кончины преподобного поселились в его пустыни любители пустынной жизни, – воздвигли над гробом его храм и завели монашеское общежитие. В 1522 г. густые толпы Татар окружили Унжу и трое суток осаждали слабый город, но не могли взять его, устрашаемые видением грозного черноризца. В четвёртый день они бросили огонь в город, и город загорелся. Народ в ужасе повторял одно: «св. Макарий! помоги нам». И неожиданно полился дождь, пожар был залит; а Татары в ужасе бросились бежать из города. В то же время отдельный отряд Татар из 300 человек хозяйничал в Макариевой пустыни: одни хотели оборвать серебряную раку, но ослепли. Это навело ужас на всех; бросились бежать, но многие потонули в Унже. – В то же время была захвачена Татарами одна женщина, собой красивая, но строго целомудренная. Три дня она не ела ничего и не спала, моля преп. Макария об избавлении её от греха и плена. На четвёртую ночь заснула она и видит – у головы её стоит благолепный старец и говорит: «встань и иди за мной». Она вскочила и нашла себя развязанной и уже наяву видит перед собой старца того вида, в каком писали преподобного на иконе, – она пошла за ним вслед, и когда стало светать, старец исчез; а она очутилась не вдали от Унжи. Воевода Иван Выродков сильно страдал от ран, полученных в стычке с Татарами; а по распоряжению вел. князя надлежало ему идти против Татар вместе с воеводой Заболоцким; как ни уговаривали его другие не утруждать себя походом, – по его воле повезли его в повозке и на дороге завезли, а частью и несли, в обитель Макария. Здесь он мысленно молил преподобного о помощи и, увидав сосуд с водой, попросил напиться; к изумлению иноков, он пил очень много. «Откуда берут эту воду?» спросил он. «Из колодезя, вырытого преп. Макарием», отвечали иноки. «В жизнь мою не пил я ничего слаще этой воды», сказал он и вслед затем почувствовал себя совершено исцелённым. В 1532 г. молитвами преп. Макария спасся от Татар Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь преп. Макария. Во время погрома Польского жители Юрьевца, Нижнего и Суздаля испытали в разных видах дивную защиту угодника Божия от нечестивых Ляхов. Сам царь Михаил дал тогда обет идти на поклонение преподобному, если отец его Филарет освободится из плена Польского. В 1619 г. отправленные на место следователи нашли, что, по свидетельству сторонних людей, разных больных исцелено преп. Макарием более 50 человек, из них иные были больны по 20 лет, другие по 12 или 10 лет. Исцеление иных за дальностью не могло быть проверено свидетельством сторонних людей, но не подлежало сомнению: таких оказалось 23 человека. Так писал п. Филарет к сыну своему ц. Михаилу, который тогда был в пути на поклонение пр. Макарию. Патриарх в том же письме прибавлял: «в житии Макария написано, что и митр. Макарию известно было добродетельное житие Макария Желтоводского». Это означало, что житие преп. Макария описано было ещё при митр. Макарии, и описание было доставляемо ему, как и другие жития. Мощи преподобного ныне почивают в серебряной раке.
«Богоносный отец Макарий! ты с юности шёл путём жёстким и скорбным; добродетелями взошёл ты на высоту, как виноград плодовитый, с искренней любовью следовал за Владыкой своим. Потому и стал гражданином небесным. Испроси нам у Христа защиту от искушений бесовских; моли Христа Бога даровать душам нашим мир и милость обильную».
* * *
Успение св. Анны, матери Пресв. Богородицы. – Скончалась 79 лет, в Иерусалиме. См. об ней 9-го сентября.
* * *
Св. отцов Пятого Вселенского собора. О сём соборе см. 16-го июля.