Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Страдание святого царевича Уроша Стефана

 Страдание святого царевича Уроша Стефана

Единственный сын Сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 году. В 1346 г. он венчан был королевским венцом, тогда как отец венчался царским венцом. – Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при царе Душане Сильном. Вся Болгария была тогда под властью владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалии также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье поклонницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось империя Душана проживёт века. Но Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Например, Оливер, «великий начальник» Сербский и Струмский, чеканил монету со своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от Душана: «отсюда большая вина падения царства моего». Мысль давно поверенная опытами; но люди не слушают и опыта. – Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твёрдо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся дотоле, доколе не соединятся они под одно твёрдое правление твёрдого единовластия! Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе, на 45 году жизни, в декабре 1355 г.

По смерти отца Урош принял в своё управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь Сербьлем и Грьком». На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии; он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша, и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечом в руке занял Фессалию, оттого, что с ним обручена было сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии, и Никифор усмирён был.

В первые годы правления Урош являлся сколько независимым, столько и деятельным правителем Сербии. В 1357 г. в Сербии был сильный голод. Урош старался ослабить бедствие покупкой хлеба в Дубровнике. В 1357–1358 гг. он дал Дубровнику несколько грамот – о торговле, судоустройстве, землях, повинностях. Особенно замечательно обязательство, взятое с Рагузян, платить каждый год 1000 перпер иерусалимской церкви арх. Михаила, куда удалились вытесненные из Стона папизмом иноки обители св. Николая. В 1362 г. он смирил Рагузян, воевавших с Которским наместником его. Им предписано в случае споров представлять дело на суде царя, а не расправляться самим с наместником его; Воислав по его воле выдал грамоту Дубровнику с обещанием, – не нарушать условий соляного откупа, а республике сделано внушение исправно платить подать царю. По примеру предков своих построил он себе Задушбину – монастырь Рождества Богородицы в Скопле. «От юности предан он был Господу, отечески покоил вдов и сирот, усмирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обижаемых».

Между тем росло и зло – своеволие наместников. Каждый из них действовал по личным видам и хотел быть независимым. Умные, христианские патриоты советовали Урошу заменить разбогатевших и зазнавшихся наместников людьми, умеренными в желаниях. – Но Урош не имел довольно твёрдости против гордых магнатов. – Он доверился особенно Вулкашину. Вулкашина и Душан отличал доверием более, чем других магнатов. Он и брат его Углеш были великими дворниками Душана. Но страсти наши, если не видят узды себе, даже и помимо нашей воли, даже и помимо сознания, увлекают нас на дорогу порока и злодейств. Так было с Вулкашином. – Сперва он взял себе в управление Босну, чтобы быть ближе к центральному правлению Сербии. Потом объявил себя королём Боснии, а брат Углеш оказался деспотом Романии. Только правитель Срема, князь Лазарь, с зятем Вулком Бранковичем оставался искренним в отношении к Урошу. Блаженный царь видел это и страдал особенно за ожидаемые беды родины. Вот явился грозный меч на восточных и южных христиан. Султан Мурат овладел Одрином и перенёс сюда столицу из Бруссы. Орды турецкие ограбили Болгарию. Теперь более, чем когда-либо, нужен был для Сербии Душан. У Вулкашина было столько же страсти к власти, сколько было у Душана; только не было у него ни ума, ни храбрости Душана. Болгарский пришелец, он не имел и любви к стране, которая так много дала ему; он весь предался себялюбивым замыслам; было бы ему хорошо и его семье, думал он, а прочее пусть идёт, как идёт. Он забрал себе власть у доброго Уроша; потом, не краснея, назначил на содержание его только незначительную провинцию. Чем далее, тем грознее становились опасности для Уроша. Чтобы охранить жизнь свою, Урош удалился на Дунай к князю Лазарю; с ним он был в родственной связи по Милице, жене Лазаря, происходившей из рода Неманичей. – Удельные правители, которым Урош заявил о наглостях Вулкашина, дали ему слово в следующем году силою оружия смирить Вулкашина. Вулкашин, узнав о том, обратился к сестре своей и матери Уроша с пышными обещаниями – сделать все для Уроша; он успел столько уверить сестру в своей преданности к Урошу, что та, по желанию Вулкашина, настоятельно требовала и вызвала сына к себе в Скопле для примирения с Вулкашином. – Вулкашин встретил Уроша с почестями, как царя. Между тем коварный злодей приготовил товарищей задуманного злодейства. – Он позвал Уроша на охоту, на Косово поле. – Утомлённый охотой, Урош сошёл с коня у колодца и нагнулся, чтобы достать воды. В эту минуту Вулкашин ударил его булавой по голове, и тот упал мёртвым. В тёмный вечер с наёмными товарищами Вулкашин перенёс убитого в монастырский Успенский храм, что вблизи Пестрича. В монастыре, понятно само собой, сказали, что – неожиданно умерший охотник. Почивший страдалец положен в усыпальнице храма, издавна готовой; печальный храм поныне цел, хотя и запустел. – Блаженный, будучи 31 года, пострадал 2 декабря 1367 года.

Вулкашин недолго пользовался плодами тайного злодейства. Хотя силой заставил он признать себя главным властителем Сербии, тогда как даже мать не знала об убийце сына, но скоро потеряно было все. – Султан Сулейман явился в Сербию с 70 тысячами войска. Необходимость собрала сербов около Вулкашина. На Косовом поле сербы были разбиты; братья Вулкашина, Углеш и Гойко, были убиты; Вулкашина вынес из кровавой сечи конь; но, когда злодей лёг отдохнуть, оруженосец, прельщённый богатым нарядом его, отрубил ему голову. Это было в сентябре 1370 г. на том же месте, где злодей носился со злодейским замыслом.

Между тем, тело праведного страдальца оказалось нетленным, и слава его проявлялась в исцелениях. Его с почестью положили в Неродимльском храме. Впоследствии от ужасов магометанского фанатизма перенесено оно было в Сремский Язакский монастырь.

Примечания
1* «Житие св. Уроша, м. декем. 2 память св. и блаж. Уроша, младого мученика, царя Сербского», писано при пособии надёжных источников около 1595 г.
2* Майков, стр. 240.
3* Изв. акад. VI, 389. 390.
4* О годе смерти Душана справедливы замечания Майкова, стр. 241. 242. В грамоте 10 января 1356 г. пишется: «царская власть моя предписывает и повелевает, что если мать царского величества моего, государыня царица, захочет взять что-либо у них (Дубровичан) из торга: то царское величество моё даёт им за то что-нибудь и без выкупа не берёт». (Споменн. № 44). Мать Уроша была царица, а мать Душана – королева. След. янв. 10-го 1356 г. был царём и распоряжался с властью царской Урош, а Душана уже не было на свете. В синаксаре (л. 74) – странная ошибка и о времени смерти Душана и о летах его. У Миклошича мать Уроша первая царица Елисавета, в монашестве Евгения (Monum. № 234).
5* Так в грамоте 1357 г. на монетах: Urosius imperator, Урош царь. Гласник III, 231–233. VI, 195–198. VII, 208–215. Зап. археол. общ. IX, 175. 176.
6* О Синише и Ангеле у Майкова, стр. 259–261. Летопись в Гласнике XI, 147. Сербские Комнены в Гласнике XIII, 284–305.
7* Летоп. в Гласнике I, 165. XI, 147.
8* В памятниках Аврамовича № 45. 49. 50. 53. 54. В грамоте № 47. от 24 апр. 1357 г.: «кнезове царьства ми, кои дрьжеть кукю царьства ми».
9* Миклошича топит. № 148. Гласник II, 197–199. В 1332 г. Душан уступил Рагузянам Стон, с тем, чтобы платили за него 1000 перпер в год. Фанатизм папизма скоро потребовал, дабы иноки обители св. Николая оставили Стон; при этом обещали давать им 400 перпер за два года. В 1347 г. те переселились в Иерусал. обитель св. Михаила, построенную кн. Милютиным. Скоро православие и совсем вытеснено было из Стона. Макушев о Рагузе, стр. 10. 11. 69–71. В Чтен. общ. ист. 1865 г. Об отношении ц. Душана к православию летоп. в Гласнике V, 67. 68. У Норова триодь цветная 1374 г., писанная «святому архистратигу Церкве Сербскые у Ерусалиме», (Жур. мин. просв. 1836 г., ч. XI, 537).
10* Аврамовича памят. № 55. 56. Миклошича № 151.
11* Так говорит древняя служба. Гласник IX, 260.
12* Изв. акад. V, 400. О советах Урошу летоп. у Раича II, 792. Шафарика памят., стр. 54. Arkiu za povestu. III, 54. Византийцы у Стриттера Serbica р. 334. 350.
13* У о. Порфирия (стр. 55) хрисовул деспота Иоанна Углеша о построении Симонопетрского монастыря, по случаю исцеления дочери, в октябре 6872 (1364 г.). Грамота деспота Иоанна Углеша 1368 г. о подчинении церквей Греческому патриарху – inter acta patriar. constant. 1, 558=566. Vinidub. 1860. У Григоровича (стр. 52) «кесарь Углешь, господарь Серблем и Подунавию» в 6931 (1423) даёт Хиландарю село Вране. Но здесь в означении года, ошибка; по летописи Углешь был убиен на Косовом поле в 1370 г. (Гласник V, 76).
14* Халкондила hist. р. 33 ed. Bonn. Франзо lib. 8. 11, р. 46, ed. Bonn.
15* Раича ист. 2, 613. 648. 676. Серб. летоп. в Гласнике V, 68–72. В Трескавце камень с надписью: «м. генвара успе рабь Бож. Дабиживь, инохиарь (виночерпий) цара Уроша вьсе Срьбскые земьле, Грьчьские и Поморьские, в л. 6875» (1367), за 10 месяцев до страдальческой кончины царя. (Григоровича, стр. 139). В 1320 г. кнез Дабижив» посол короля в Рагузы (Споменницы из Дубровачке архиве 2, 2. Белгр. 1862). Дабижив внесён и в Сапочанский синодик. См. Гильфердинга Сербские имена запис. в помяннике Сопочанском – в изв. акад. VII, 325–330.
16* Выписка из жития Урошева – у Гильфердинга, в зап. геогр. общ. XIII, 223–225. Летоп. в Гласнике V, 72–75. Заметка в типике у Миклошича: monumenta Serbica р. 177.
17* Зап. геогр. общ. XIII, 325. Летопись в Гласнике V, 76. 77. «Исайя мниха о крале Влъкашине» у Миклошича: «chrestomathia palæoslovenica, Vindob. 1864. По цароставнику (Раич II, 693) убит сент. 26-го 6879 (1370).
18* Раича II, 678. Сербляк л. 76. Летоп. в Гласнике 75. 76.