Святого пророка Аввакума
Аввакум, из колена Левиина, был певцом при храме и пророчествовал около 650-го года до Рождества Христова о нашествии Вавилонян, которое и совершилось при нем и во время которого он удалялся в Аравию, откуда возвратился в своё отечество по удалении от него врагов. Предсказывал и о падении врагов и ободрял благочестивых надеждою на спасение, готовое для них у Бога.
– Доколе, Господи, я буду взывать к Тебе, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? – обращается к Богу Аввакум, изнывающий душою о нечестии своего народа, – для чего даёшь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?
«Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь… – прозирает пророк ответ Господа, – ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали… Ибо, вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; издалека прибывают всадники его, прилетают, как орёл, бросающийся на добычу. Весь он идёт для грабежа; устремив лицо своё вперёд, он забирает пленников, как песок. И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеётся: насыплет осадный вал и берет её… Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его».
– «Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святой мой! – взывает к Богу пророк, содрогаясь от ужаса видения, – мы не умрём! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! Для наказания Ты назначил его…»
«Чистым очам Твоим несвойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?»
«На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?»
«И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий мог легко прочесть».
«Вот, душа моя надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет».
«Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена».
«Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: горе тому, кто без меры обогащает себя не своим – надолго ли? И обременяет себя залогами!»
«Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение?»
«Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем».
«Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо своё на высоте и тем обезопасить себя от руки нечестия».
«Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: – горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!»
«Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня, и племена мучат себя напрасно?»
«Ибо земля наполнится познанием славы Господней, как воды наполняют море…»
«Господи! Услышал я слух Твой и убоялся, – молитвенно взывает пророк. – Господи! Соверши дело Твоё среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости».
«Бог от Фема грядёт и святой – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее, как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы».
«Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные».
«Во гневе шествуешь Ты по земле, и в негодовании попираешь народы».
«Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха».
«Я услышал и вострепетала вся внутренность моя… а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придёт на народ мой грабитель его…»
«Хотя бы не расцвела смоковница, и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи… но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего».
«Господь Бог – сила моя; Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведёт меня!»
Пророк Аввакум умер в глубокой старости и погребён был на своей родине. Об обретении мощей его так говорит Созомен (кн. 7, гл. 29): «Тогда (при Феодосии Младшем) обретены были пророки – Аввакум и, спустя немного, Михей».
«Тела обоих, как я слышал, указаны были Божественным сновидением Зевенну, бывшему в то время епископом церкви Элевферопольской. Имя месту, где обретён Аввакум, было Кела или прежний город Кила. От того города на 10 стадий отстоит местечко Вирафсатия, близ которого находился гроб Михея».