Память о преподобном Афанасии Печерском
Был, рассказывает Симон, в святом Печерском монастыре один брат, проводивший святое и богоугодное житие, именем Афанасий. После долгой болезни он скончался. Два брата обмыли его тело, одели его, как нужно, но не похоронили: приходили и другие, но, посмотрев на него, также уходили. Мертвец оставался непогребённым. Он был очень беден, и никто не хотел позаботиться о нем. Ночью некто явился игумену и сказал: «Человек Божий два дня лежит непогребённый, а ты веселишься». Поутру игумен со всей братией пришёл к умершему и нашёл, что он сидит и плачет. Все ужаснулись, видя его живым, и спрашивали, как он ожил и что видел? На их вопросы он не отвечал ничего, а только говорил: «Спасайтесь». Они просили его сказать им что-нибудь на пользу, с клятвою обещаясь выполнить слова его. Тогда Афанасий сказал: «Имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно и молитесь Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы скончать живот свой здесь. Более не спрашивайте». Вслед затем он вошёл в пещеру, заклал у себя дверь и пробыл тут 12 лет. Так как блаженный Афанасий «жил при святом игумене Поликарпе», то время само объясняет нам проповедь его. В 1169 году северный князь Мстислав с 12 другими князьями взял Киев, и Киев отдан был на разграбление войску. Подол, Гора, София, Десятинная церковь «были ограблены», говорит Киевская летопись. Не было никому и ничему пощады: церкви горели, люди были убиваемы или вязали их, жены шли в плен, разлучаемые силою с мужьями. Множество имения было взято; из церквей забрали иконы, книги, ризы, колокола. –«Зажжён был и Печерский монастырь Богородицы язычниками» Берендеями, но «Бог сохранил от такой беды». – Итак, проповедь Афанасия о покаянии не было бесплодна в Печерской обители; иноки её, по внушению Афанасия, удвоили молитвы свои и покаянием отклонили от обители грозившее страшное бедствие. Что творил преподобный Афанасий в затворе?
«В продолжение всего времени – 12 лет – продолжает Симон об Афанасии, – он не сказал ни с кем ни слова», время само говорило; он «плакал день и ночь, мало вкушал хлеба, через день немного пил воды. Когда наступило время его кончины, созвав всю братию, он опять повторил им наставление о важности послушания и покаяния. Он с миром отошёл ко Господу и положен был с честью в той же пещере, где подвизался. После своей кончины известил он чудесами о своём блаженстве. Брат Вавила, много лет страдавший ногами, исцелился при мощах его. «Однажды лежал я, – говорил он братии, – и кричал от сильной боли. Внезапно вошёл ко мне блаженный Афанасий и сказал: “Приди ко мне, и я исцелю тебя”. Я хотел спросить его: как и когда пришёл он? Но он стал невидим. Однако, я поверил явившемуся и постарался о том, чтобы принесли меня к его мощам, и вот, я исцелился». Блаженный Симон прибавляет, что он «слышал об этом от исцелённого Вавилы». Потому надобно положить, что блаженный Афанасий почил около 1176 года; так определяет время кончины его и митрополит Сильвестр.
Блаженный Симон оканчивает свою жизнь о преподобном Афанасии так: «если кажется тебе невероятным написанное здесь, прочти житие Антония и Феодосия, начальников русского монашества, и тогда веруй. А если и после того останешься сомневающимся, я не виноват в том. Пусть сбудется притча, сказанная господом: изыде сеяй сеяти семени своего, ово паде при пути, а другое посреде терния (Лк. 8:5–7). О таких пророк говорит: одебеле сердце людий сих (Исх. 6:10). Нет, не следуй таким, сын и брат мой! Не для них я пишу о сём, но, чтобы тебя приобрести для Христа. – Советую тебе, – утвердись благочестием в святом монастыре Печерском; не домогайся ни власти, ни игуменства, ни епископства; довольно будет для тебя, если скончаешься в обители. Ты знаешь сам, что я мог бы привести тебе подобное из других книг; но для меня и для тебя лучше, что кое-что передаю тебе из дел, совершившихся в святом Печерском монастыре».