Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память блаж. Феофании, царицы

 Память блаж. Феофании, царицы

Плод молитв матери, долго бывшей бездетной, дочь вельможи Константина Мартинакия и Анны, получила блистательное образование; родители нежно любили Феофанию и ничего не жалели для её воспитания. Имп. Василий Македонянин избрал её в супругу сыну своему Льву, и с брачным венцом возложен был на Феофанию венец царский, как на супругу наследника престола. Но счастье недолго ласкало Феофанию. Феодор Сантаварин, человек злой и коварный, подав совет Льву носить под одеждой меч на случай опасности для царя-отца, также наклеветал царю, что сын нетерпеливо ждёт как-бы сесть на престол отца и намерен умертвить его скрытым под одеждой мечом. – Лев и супруга его заперты были в крепость и три года пробыли в тяжёлом заключении. В день пророка Илии, по ходатайству вельмож, ручавшихся за невинность сына, Василий возвратил сыну и невестке свободу.

Но здоровье Феофании, расстроенное неожиданным несчастием, уже не возвращалось к ней. У неё была только одна дочка и та, лишь только родилась, как и умерла. Блаженная увидала, что земля скорбями отталкивает её от себя и что приходится искать покой, только не на земле. Где же покой, столько желаемый душой? Душа сама знает, где её покой: созданная по образу Божию, она рвётся к Нему, Богу своему, – там её свет, там её радости. Временные блага, меняющиеся образы земные, обольщают собой душу, увлекают её за собой, но ведь это – только обольщение, обман: после него в душе только пустота и горечь. Так блаженная обратилась всей душой к Господу своему. Она усердно занималась молитвой и читала св. Писание. Одеваясь для приличия царственной одеждой, она на теле носила власяницу. Кровать её была царски-пышна, но она спала на голом полу. Пищей ей служили хлеб и овощи. С теми, которые служили ей, обращалась она ласково и кротко, никто не слыхал от неё и слова гневного. Светского празднословия не любила она, как и весёлостей забывчивой рассеянности. Заботы о бедности служили утешением для неё. Всё, что получала она от двора, обращала на вспоможение сиротам, вдовам несчастным, на монастыри и храмы. Она жила мыслями о вечности и мирно почила 16 декабря 892 г., пробыв в супружестве 12 лет.

Супруг её имп. Лев, зная святость жизни её, построил храм и желал посвятить её имени; но, по совету других, храм освящён был во имя всех святых, и здесь основался женский монастырь. «Уважая первую супругу, блаженную Феофанию, Лев создал памятник в её имя вблизи храма св. Апостола, где положил и тело её, говорит Греческий историк. Русский поклонник святыней в 1342 году писал: «идохом к св. Константину, в монастырь женский: ту лежит тело св. Климента архиепископа и Феофании царицы».

Примечания
1* Жизнь её описал в Панегирике Никифор Грегорас. Lambec. Comm. Vindob. 1,61. Извлечение – в Четье-Минее дек. 16 и в Синаксаре Греч. Минеи.
2* Leo grammat. p. 473.
3* Du-Cangii famil. byzant. p. 141.
4* Leo gramm. p. 475.
5* Скилитза p. 599. Симеон Логофет п. 5. Гликас.
6* Зонара у Дю-Канжа. Constant, chr. d. 152, famil. byzant. p. 114.
7* Стефан Новгородец в путешествии иерод. Зосима в 1420 г. заметил: «Ту есть монастырь, иже зовется Филостратос, в нем же мощи св. Климента Анкирского и Феофании».