Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. княгини Софии

 Преставление преп. княгини Софии

Юной дочери боярина Юрия Константиновича Сабурова неожиданно выпала блистательная доля. Для наследника Московского престола, по воле великого князя, собраны были девицы-невесты, лучшие по красоте и здоровью; из 500 выбрали 10, и из этих десяти молодой князь Василий выбрал себе невесту. Это была Соломония Юрьевна Сабурова. Сент. 4-го 1505 года совершён был законный брак, а с 28 октября Василий был уже великим князем. – Но прошло пять, десять, 15 лет, а великая княгиня бездетна. Это – скорбь для супруга, а ещё более для супруги. – Великий князь сперва охладел в любви к супруге, потом стал обнаруживать и негодование. Один посланник при дворе вел. князя говорит: «не имея детей, Василий не уважал супруги, так что я, находясь в Москве, должен был ходатайствовать о свободе брата её, сидевшего в темнице за лёгкую вину». – Наконец, в 1525 г. великий князь решился развестись с неплодной Соломонией, чтобы вступить в брак с княжной Глинской. Государству, говорили, необходим наследник престола. Если бы у Василия не было и братьев, добрая цель не оправдывает собой незаконного средства, и не благословение, а гнев Божий, низводят на государство дела незаконные. Так говорили и лучшие современники Василия, между прочими преп. Максим Грек. – Но перед силой закон бессилен; страсть князя к Глинской признали обидой для себя голоса чистой совести. От невинной Соломонии потребовали, чтобы она по воле приняла монашество. Она отвечала, что не чувствует в себе такого желания. Её вывели из дворца. Ноября 25-го 1525 года «великий князь Василий велел постричь свою великую княгиню». При выполнении этой воли, слуги князя доходили до того, что ругали и даже били бывшую княгиню. Её постригли в Рождественском девичьем монастыре с именем Софии и отправили в Суздальский Покровский девичий монастырь. «Вот я князь великий Василий Иванович всей России пожаловал старицу Софию в Суздале моим селом Вышеславским с деревнями и новосёлками, – после её смерти это село поступит в дом Пречистой Богородицы, к Покрову»: – так писал Василий в грамоте от 19 сент. 1526 г., т. е. спустя год после заключения княгини в монастырь. Тяжело было Софии в первое время переносить свою долю, когда сама она не думала расстаться с миром. – Но грамота вел. князя показывает, что в конце года она уже стала мириться со своей долей. 1530 г. авг. 28-го у вел. князя родился от Елены сын и «потом бысть грозный государь». – Рождение сына у Василия без сомнения ещё более смирило Софию. Она теперь уже вся обратилась к Господу и изгнала из души мирские мечты. Она стала очищать сердце, столько нечистое у всех нас, духовной бдительностью, самоукорением, покаянием, молитвой. Так восходя от совершенства к совершенству путём скорби и борьбы с собой, преподобная София прожила в обители 17 лет и пережила не только князя Василия († 1533 г.), но и развратную Елену, погибшую от яда (1537 г.); достигши высокого совершенства, она скончалась 16 дек. 1542 г.. Князь Курбский называет блаж. княгиню преподобной мученицей. По словам степенной книги, София, «пожив благодарно и богоугодно, к Богу отъиде» .

Уже супруга в. кн. Феодора Иоанновича прислала «на великую княгиню Соломониду, а в иноцех Софию», бархатный покров с изображениями Спасителя и святых. На другом древнем покрове изображена сама княгиня инокиня с подписью: «святая великая княгиня София, Суздальская чудотворица». – Этот покров принадлежит ко времени патр. Иосифа. П. Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону: «писал ты, сын, к нам, патриарху, что в нынешнем 1650 г., по нашему указу и грамоте, в Суздальском Покровском девичьем монастыре свидетельствовал ты мощи вел. княгини Софии, и благоверная великая княгиня, погребённая под соборной Покровской церковью, лежит под спудом. Слушав твою грамоту, велели мы послать тебе в ответ нашу грамоту. Когда придёт к тебе наша грамота, то ты прикажи положить покров на гробницу и петь панихиды и молебны, как водится по чину, но не приказывай разбирать гробницу и разрывать землю». – Ключарь Анания пишет, что «от гроба преподобной Софии истекало много чудес и исцелений для притекающих с верой, в славу Христа Бога нашего». Он описывает сами чудеса. «Авг. 1-го 1598 г. преподобная благоверн. великая княгиня София простила у гроба своего девицу Анну, дочь княгини Александры Ногтевой»; та была слепа шесть лет, а у гроба Софии прозрела и стала здоровой. В 1609 г. Суздаль спасся от разорения защитой преп. княгини. От грозного явления её у известного Лисовского отнялась рука, и он поклялся не разорять города и монастырей. В 1610 г. при гробе преподобной исцелились три расслабленные, и прозрела слепая. В 1647 г. получили здравие один помешавшийся в уме, один глухой, три слепых и один расслабленный. Замечательно чудо 1654 г.: Юрьевский крестьянин Иеремия был болен головой и не спал ни днём, ни ночью; в тонкой дремоте явилась ему преп. София и исцелила от болезни.

Примечания
1* Герберштейн Rer. Moscov. com. р. 25.
2* Герберштейн р. 25. 26.
3* Псков. летоп.: «в. князь постриже княгиню Соломонию, а Елену взят за себя: а все то за наше согрешение... Иже аще кто пустит жену, а оженится иною, прелюбы творит».
4* Карамз. VII, пр. 343. Курбский, стр. 4. 5. Житие преп. Максима янв. 21 д. Князь Симеон Курбский, человек строгой жизни, за то, что осуждал незаконные желания князя, сослан в ссылку (Герберштейн р. 60). Князь инок Вассиан за то же заперт в Иосифов монастырь.
5* Летоп. у Карамз. 7, пр. 280. Герберштейн comm. р. 25. Курбский: «остриг ее во мнишество, не хотящей и не мыслящей ей о том». Стр. 4. Продолжатель Нестора, стр. 383, пишет, что будто сама вел. княгиня просила супруга постричь её в монашество по её болезни и бесчадию, и будто Василий только уступил настоятельной просьбе её. – Но уликой тому, что Соломонию заставили постричься, служит и розыск о средствах, какие нелюбимая супруга употребляла в своём положении (Акт. ист. 1. № 130. Соб. л. IV, 295. 296. V. 30. А. э. 1, 340). Не говорим о помянутых свидетелях.
6* Анания о граде Суздале, стр. 183. «Житие благов. в. кн. Соломонии, во иноческом чину Софии преподобныя» – у Румянцева № 165. Herberstein de reb. Moscov. p. 26.
7* Карамз. 7, пр. 280. Грамота дана при игуменье Ульяне; подтверждена вел. кн. Иваном Вас. мар. 30-го 1534 г. при старице Елене Шастовой. Муз. Румянцева, стр. 77.
8* Ркп. житие у Румянц. № 165. Анания о Суздале, стр. 56.
9* Степ. кн. 2, 203. Анания, стр. 183.
10* Ист. Иоанна, стр. 112.
11* Степ. кн. 2, 203.
12* Владимирский сборник, стр. 90. Μ. 1857 г.
13* Древности гос. Рос. отд. VI, ,24.
14* Анания о Суздале, стр. 56.
15* Анания, стр. 183–186. Житие пр. Софии. Ркп. святцы: «святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девичье, чудотворица».