Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Блаж. Августина, еп. Иппонийского

Августин (Аврелий) родился в Тагасте, Нумидийской области, в 354-м году. Благочестивая мать его Моника старалась воспитать его в духе христианского учения, но склонный к развлечению, легко увлекавшийся молодой Августин не поддавался влиянию матери и стоил ей многих слёз. Одарённый однако же хорошими способностями, он пользовался, хотя и с недостаточным прилежанием, доставляемым ему научным образованием. В Мадавре слушал он уроки в словесных науках и отсюда отправился в Карфаген. В этом богатом городе встретил он ещё более соблазнов и сверх того имел несчастие подпасть под влияние манихеев, соответствующее тогдашнему настроению души его... Манихейство оправдывало все его увлечения, ссылаясь на злое начало, оно льстило и воображению его и чувственным наклонностям. В знаменитой «Исповеди» своей Августин сам впоследствии так рассказывает об отношениях своих к манихеям: «напал я на людей, гордо безумствующих, слишком плотских и говорливых; в устах их сети диавола и яд, приправленный примесью слогов из имени Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Параклита Утешителя нашего Духа Св. Эти имена не отходили от уст их; звучали на языке их, но сердце их было пусто, чуждо истины». «Гордость моя утешалась, что я безвинен» ... «Что заставляло меня почти 9 лет, оставив веру, которую из детства внушали мне родители, следовать манихеям и слушать их? Что, как не то, что они устрашают суеверием и говорят, что нами вера овладевает прежде разума? Когда они никого не побуждают к вере, не исследовав наперёд истины: кто не обольстился бы такими обещаниями? Особенно юноша с жаждой к истине, юноша надменный и говорливый от состязаний с некоторыми учениями школы? А они нашли меня таким» ...

Ещё изобильнее лились, слёзы благочестивой Моники при этом уклонении сына её от истины Христова учения; она умоляла епископа употребить все старания к обращению её погибающего сына... «Не может быть, чтобы дитя стольких слёз погибло» ... отвечает ей епископ. И сбылись слова его. Не была напрасною перед Богом слёзная молитва матери.

По смерти отца, не имея прежних средств к жизни, Августин стал преподавать риторику в Тагасте; потом, побуждаемый честолюбием, открыл под своим именем училище красноречия в Карфагене, но так как число учеников не соответствовало его самолюбию, то он, против воли матери, переселился в Рим. В 384 г. он получил место преподавателя красноречия в Медиолане. Здесь встретился он с знаменитым св. Амвросием Медиоланским; сначала он пожелал слушать святителя ради прославленного его красноречия, но мало-по-малу ещё более красноречивые по содержанию, чем по форме проповеди св. Амвросия стали проникать в душу Августина, и он прозрел истину, скрывавшуюся от него, пока он пребывал под влиянием манихейства.

– Человек Божий принял меня отечески и епископски полюбил меня, странника, – пишет в своей исповеди Августин об Амвросии, – и я стал любить его сперва не как наставника истины; нет, я совсем не надеялся найти сего в Церкви твоей, но как человека благосклонного ко мне; не учиться хотел я тому, что говорил Амвросий, а только слушать, как он говорил; но вместе с словами, которые любил я, входили в сердце моё и предметы, на которые не обращал я внимания; я не мог отделить их, и когда открывал я сердце, чтобы чувствовать, как прекрасно говорит он, входило то, как справедливо говорит он, и это – постепенно... И так положил я до тех пор состоять оглашенным в Церкви, пока не откроется ясно, куда направить мне путь» ...

Между тем стал внимательнее Августин заниматься и чтением священного Писания и всё более и более прозревал истину и сознавал самого себя. – Поразило его между прочим повествование об отшельниках Египетских. – «Что это такое? Что мы делаем? – говорил он другу своему Алипию, – неучёные спешат и прежде нас восхищают Царствие, а мы с душевной нашей учёностью погружены в плоти и крови. Должны ли мы стыдиться следовать за ними потому только, что они впереди нас? Напротив, не постыднее ли не собраться с силами и для того, чтобы идти по следам их?»

Однажды, во время переворота, совершавшегося в духе Августина, в то время, когда «всё в жизни колебалось» для него, среди пламенной молитвы из глубины растерзанной души услышал он голос: «возьми читай, возьми читай!» Встав, взял он книгу и на первой открывшейся странице прочёл:

«Ночь прошла, а день приблизился: и так отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света. Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» ... (Рим. 13:12–14).

С этой минуты совершилась благодатная перемена с сыном Моники, вымолившей у Бога спасение его, и печаль матери в радость обратилась... В 387 г. он принял крещение от св. Амвросия Медиоланского. По смерти матери, Августин роздал всё имение бедным, принял иночество и три года провёл в уединении и строгих подвигах. В 391 г. Валерий, епископ Иппонский, против его воли посвятил его в пресвитера, а в 395 г. настоял, чтобы Августин был посвящён в епископа – викария его. Подготовясь многой молитвой, Августин вступил в звание проповедника, устроил монастырь с строгими правилами общежития, предал всего себя служению вере: то писал против манихеев, то занимался изъяснением священного Писания. По смерти Валерия в продолжение 35-ти лет был деятельным пастырем Иппонским, и словами и писаниями боролся с еретиками; старался действовать на них любовью, но жестокости и даже злодеяния донатистов заставили его укрощать их и строгими мерами, не допуская однако же смертной казни». Мы не жалуемся на них, мы не гоним их, – говорил Августин, – и для нас будет весьма больно, если страдания (которым они подвергают) рабов Божиих будут отмщены воздаятельными казнями». В 411 году начал действовать и против ереси Пелагия, но в сочинениях своих не называл его по имени – ради того, «чтобы оскорблённый противник не сделался неизлечимее». С терпением великим и твёрдостью вёл борьбу с Пелагием, который то был осуждаем в Риме, то находил себе защиту и оправдание.

Мирно скончался блаженный Августин 28-го августа 430 г., во время осады Иппона Вандалами. Оставил после себя множество сочинений, число которых по удостоверению ученика и жизнеописателя его Поссидия простирается до 1030.

Проповедование Слова Божия было любимым занятием Августина, которого он не оставлял даже тогда, когда в изнеможении едва мог говорить. Более всего заботился о том, чтобы быть понятным и назидательным: «пусть лучше, – говорил он, – порицают нас грамматики, чем не понимает народ». Красноречивым излиянием высоких чувств и постижений Августин нередко производил спасительное действие на души. К наиболее влиятельным из нравственных его сочинений принадлежит его «Исповедь» – в 13-ти книгах.

«Похвалы этого мира, – писал Августин к графу Дарию, посылая ему это сочинение, – гораздо опаснее гонений. Смотри в этой книге, кто я; ты должен верить мне, когда я сам о себе представляю свидетельство, и не слушать, что говорят другие... Прославь вместе со мной благого Бога за великое милосердие, какое явил Он ко мне, и моли Его, чтобы докончил Он во мне начатое Им и не попустил, чтобы я впал в развращение» ...

Вообще, всё написанное Августином надолго осталось законом для Запада и его можно почитать одним из влиятельнейших отцов Церкви. Так и на 7-м Вселенском соборе назван он «великим учителем и плодовитым писателем Церкви».

(О сочинениях Августина см. в «Учении об Отцах Церкви» Филар., архиеп. Черниг., § 197–199).