Празднование Владимирской иконе Богородицы
В 1395 году страшный завоеватель Востока Темир-Аксак или Тамерлан (железный хромец), вступив в пределы России, привел ее в ужас. С полчищами своими он приблизился к пределам рязанским, взял город Елец, пленил князя елецкого, избил многих христиан, устремился к Москве и приближался к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич с войском вышел к Коломне и остановился на берегу Оки, молился с христолюбивым воинством своим и всеми верноподданными Богу и пресв. Богородице о избавлении своего отечества, призывал на помощь великих угодников Божиих Петра, Алексия и Сергия; писал к митрополиту Киприану из Коломны, чтобы наступивший пост пред праздником Успения посвящен был во всем московском княжестве самым усердным молитвам и подвигам покаяния. Во храмах Божиих с утра до вечера толпился народ для молитвы, священники непрестанно совершали молебствия о князе и православном воинстве; митрополит почти не выходил из храма, то утешал оставшихся в столице, то молился за идущих на брань за веру и отечество.
Великий князь послал во Владимир поднять оттуда чудотворную икону Девы Богородицы, с которою Андрей Боголюбский победил болгар, и принести в Москву для защищения сего столичного города российского княжения. Святитель, возблагодарив Бога, вложившего такую мысль в сердце великого князя, немедленно послал во Владимир за св. иконою почетное духовенство Успенского собора. Отправленное во Владимир духовенство, после литургии и молебна в день Успения, приняло на свои руки чудотворную икону Богоматери, при умилительном зрелище народа, который вопиял: «куда ты отходишь от нас, Владычице! для чего оставляешь нас сирыми, отвращаешь от нас лице свое?» Чрез 10 дней священное шествие с иконою приблизилось к стенам Москвы. Бесчисленное множество людей, по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с усердием и слезами взывали: «Матерь Божия! спаси землю русскую!» Духовенство Москвы с крестным ходом, лица великокняжеского семейства, бояре и граждане торжественно встретили святыню за городом и проводили икону до Успенского собора. Вера, благоговение в молениях православных были не напрасны. В тот самый день и час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан дремал в своем шатре и увидел пред собою во сне великую гору и с ее вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, а над ними в сиянии лучезарном – жену благоговения и величия неописанного, которая повелевала Тамерлану оставить пределы России, окруженную тьмами молниеобразных воинов, которые все грозно устремились на Тамерлана. Он затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал о значении этого видения. «Сия величественная жена, ответствовали мудрейшие из них, есть Богоматерь, – защитница христиан». – Итак, мы не одолеем их, сказал царь Джагатайский, и велел полкам своим идти обратно, к изумлению русских и самых татар. «Так ради добродетельнаго жития великого князя Василия Димитриевича, говорится в одной древней грамоте, Бог прослави его, а Русскую Православную землю помилова от нахождения безбожнаго Темира-Аксака, пришествием чудотворнаго образа пречистые своея Матери, его же богогласный Лука написа».
В память столь славного освобождения Москвы, благодатию Божиею и молитвами пресв. Богородицы, на Кучковом поле, где встречен был жителями столицы образ Богоматери, при перенесении его из Владимира в 1395 году, воздвигнут Сретенский мужской монастырь, и в день сретения, 26 августа, положено праздновать во всей России сретению Владимирской иконы Божией Матери, для избавления России помощию и заступлением ее от нашествия Тамерлана. В самой Москве в этот день установлен крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь, дабы живее вспоминать первоначальное сретение чудотворной иконы из Владимира в Москву.
Во Владимирском соборе, вместо перенесенной в Москву, поставлена другая в меру и подобие подлинной икона, написанная по преданию св. Петром митрополитом, в бытность его еще игуменом Ратского монастыря на Волыни.
И прежде и после нашествия Тамерлана, летописи сообщают о благодатной помощи Владимирской Богородицы, при таких событиях, кои Церковь не ознаменовала своими празднествами. Такая помощь в 1408 году явлена была против ордынского царя Едигея, неожиданно подступившего к Москве. В Москве не было ни князя, ни митрополита; жители столицы, не ожидая помощи от людей, с слезными молитвами вопияли пред иконою Владимирской Богоматери. Едигей, готовившийся предпринять осаду Москвы, услышал о возмущении в Орде и поспешно удалился от Москвы.
Подобное заступление было в 1451 году, когда к Москве подступил ногайский царевич Мазовша с войсками отца своего. Татары 2 июля зажгли уже посады Москвы. Под пламенем разлившегося пожара святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. Увидев инока Чудовского монастыря Антония, известного святостию жизни, святитель сказал ему: «Антоний, прилежнее моли Бога о избавлении града». – «Ты великий архиерей Божий, отвечал Антоний, и твоей молитвы непрезрит Богоматерь, наша скорая помощница: она уже умолила Сына Своего спасти град». Москвитяне бились с татарами до ночи; ночью ожидали нового приступа. Но по утру москвитяне не видят под стенами врага; узнают, что неприятель ночью поспешно и ушел от Москвы, взяв с собою только легкие повозки. По сказанию летописи, татары, услышав вдали необычайный шум, вообразили, что великий князь идет на них с сильным войском, и в замешательстве устремились в бегство. Великий князь после столь неожиданного удаления врагов от столицы, поспешил во храм Богоматери Владимирской и с умилением и слезами славил небесную Заступницу правоверных.
Чрез восемь лет после нашествия Мазовши ополчился на Москву отец его Седи-Ахмет и похвалился поработить Россию. Сын великого князя Иоанн прогнал войско зловерное из России. Св. Иона разрушение похвальбы Ахмета отнес заступлению Богоматери и в Успенском соборе в 1459 году устроил придел в похвалу Богоматери (См. 21-го мая и 23 июня).