Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память о пр. Адриане Ондрусовском

В житии преп. Александра Свирского, по описанию ученика его, читаем следующее: в 9 верстах от места подвигов пр. Александра, жил в своей отчине дворянин Андрей Завалишин, охотник до звериной ловли. Однажды в самом разгаре охоты Андрей увидал оленя и бросился догонять его; охотник мчался с такою быстротою, что далеко оставил за собою товарищей охоты, и все-таки олень исчез из глаз его. Завалишин вместо того увидел пред собою хижину и следы пустынника, в таком диком месте, где, казалось, никогда не ступала нога человеческая. Он постучался у хижины и пред ним явился труженик, изнуренный постом, и подвигами, в ветхой одежде. Повесть подвижника о дивной своей жизни произвела на Андрея глубокое впечатление. Это было в 1493 г. Завалишин после того часто приходил к пр. Александру (это был он) слушать наставления его и доставлял хлеб сподвижникам его. Из бесед с отшельником, познав сладость пустынной жизни, Завалишин решился следовать примеру жизни его. Одно из селений Камепунской волости поныне называется Андреевщиною: но Завалишин оставил богатое имение свое и удалился в Валаамскую пустынь; здесь принял он иночество с именем Адриана и провел здесь несколько лет в подвигах общежития. Потом, по благословению пр. Александра, избрал для пребывания своего уединенное место на полуострове, на берегу Ладожского озера. К нему собрались ученики и последователи. В пустыне построен был храм в честь святителя Николая, – Завалишин известен был в Москве, и в. к. Василий († 1534 г.) пожаловал грамотою милостыню из своей казны инокам Адриановой пустыни, повелевая вперед выдавать тоже, «переступая чрез два года, безволокитно» и вместе запретил наместникам брать пошлины с монастырских ловцев и тоней. По местному преданию, Адриан встретился на своем пути с такими людьми, которые грозили не только существованию обители, но и жизни пустынников; Встреча довольно обыкновенная в то время: но чем кончилась она? В дремучем лесу острова Сала (дебрь), напротив Адриановой пустыни, укрывался недобрый человек, Ондрус, с шайкою подобных себе, живший на счет пловцов Ладожского озера. Близкое соседство пустынника, начавшего собирать к себе других, тревожило атамана разбойников; он объявил, чтобы пустынники добровольно оставили остров, иначе будет им худо. Скорбно было Адриану расстаться с пустынным местом, особенно потому, что великий наставник его благословил ему здесь жить. Он умолял разбойника предоставить это место мирным труженикам; не имея у себя денег, чтобы предложить выкуп за место, Адриан обещал атаману ходатайствовать за него пред Богом – и советовал ему расстаться с худым ремеслом. Разбойник смеялся над словами пустынника. Долго упрашивал Адриан разбойника и с горькими слезами; наконец атаман смягчился и сказал: живите. На каменистом мысу Ладожского озера, называющемся поныне Сторожевским, тогда же жил другой разбойник с шайкою, сторожа пловцов. Завидуя счастию Адрианова соседа, он старался захватить и истребить его. Случилось, что оба атамана, разъезжая с шайками для промысла, встретились и между ними завязалась битва. Жильцы Сала были побеждены и скованный предводитель их брошен был в лодку врага своего. Несчастный знал, что после страшных истязаний ожидает его смерть; он вспомнил советы пустынника, горькое раскаяние проникло в душу его и – вот он видит пред собою Адриана. «По милосердию Господа, для которого просили у тебя пощады пустынному братству, ты свободен», сказал явившийся и исчез; атаман увидал себя без оков, на берегу, и никого подле себя. Пораженный до глубины души, пришел он в обитель и нашел Адриана и подвижников его на псалмопении. Оказалось, что Адриан не выходил из обители. Атаман пал к ногам настоятеля и просил научить его путям спасения. Оставленный в обители, он здесь и кончил жизнь свою, в тихом покаянии. И соперник его по ремеслу, по молитвам старца Адриана, наконец пришел в себя. Почувствовав пагубу своей жизни, он на месте разбойничьего притона основал обитель молитвы и подвизался в ней с именем инока Киприана. Новою жизнию своею, благотворительною для многих, бл. Киприан не только привел в забвение у современников прежние недобрые дела свои, но пользовался уважением их; а Господь благий и милостивый, за подвиги искреннего самоотречения, прославил почившего подвижника чудесами. Так благотворна была жизнь пр. Адриана для глухого края. В 1546 г. царь Иоанн Васильевич повелел грамотою новгородским властям «с рождества Христова, с году на год, ругу вместо милостыни давать: игумену (ондрусовскому) 5 воробей ржи, 5 воробей овса, да два пуда соли, да гривну новгородскую денег; на 12 братов, на брата по 2 коробьи ржи, по 2 коробьи овса, да по пуду соли, да по 2 алтына денег; да Пречистой и Николе чудотворцу 2 пуда меда на канун и по 2 пуда воска на свечи, да 5 коробей пшеницы на просвиры». Основатель Адриановой пустыни столько известен был по святости жизни, что он и Григорий Пелшемский воспринимали от св. крещения дочь царя Иоанна Анну. Это было в августе 1549 г.. – Когда св. старец возвращался из Москвы в свою обитель и уже недалеко был от нее: близь селения Обжи злые люди напали на него и убили; злодеи надеялись найти у него деньги и не нашли ничего. Братия долго ждали своего настоятеля и уже не знали, после долгого ожидания, что о нем думать? Спустя два года в одну ночь, в сонном видении, является преподобный нескольким из старцев Ондрусовой пустыни, рассказывает им о страдальческой кончине своей, указывает место, где злодеи скрыли тело и повелевает перенесть его в обитель. – На другой день, 17 мая, иноки обрели в болоте нетленное тело страстотерпца и предали земли подле стены церкви св. Николая. Так вся жизнь преп. Адриана была преимущественно борьбою против злых людей и Господь увенчал его венцем мученика. Потому не диво, что скоро стали чтить память его августа 26, а 17 мая перенесение мощей его. В акте 1659 г. сказано: «милостию преподобного отца нашего начальника игумена Адриана – дан вклад в дом преч. Богородицы и чудотворцу Адриану». Импер. Александр, осматривая (1819 г.) губернию, пожелал поклониться преподобномученику Адриану, взял в проводника крестьянина и без свиты отправился к гробу святого; здесь долго молился он со слезами и потом прислал сосуды и книги для храма. – В 1828 г. мощи преподобного перенесены в новый каменный храм – Введения Богоматери во храм.

Память о пр. Адриане Ондрусовском

Примечания
1* В ист. иер. III, 98 не верно.
2* Ондрусова Николаевская пустынь, игум. Даниила, Спб. 1856 г. В Сторожке загубского прихода близ церковной стены стоит часовня и в ней на казенной плите надпись говорит: „на сем месте погребен св. обители сея начальник – строитель пред. Кидриан, преставися в л. 7000“. Храм каменный в честь св. Николая и Богоявления Господня, а в нижнем этаже престол в честь усления Богородицы. Свед. о мон. 422. 423, где впрочем – неточности. На месте обители ныне деревня Сторожня, иначе Сторожевский Нос, с приписным храмом. – Итак сомнения г. Костомарова о Киприане (Север. народопр. 2, 361.) – решены.
3* Никон. л. VII, 65.
4* В ркп. Олонецком требнике под 17 мая замечено; „в сей день перенесение мощей пред. отца нашего Адриана, игумена Николаевского монастыря, на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в Олонедком уезде, нового чудотворца, а память его празднуется августа 26“. Ркп. святцы: „прел. Адриан, игумен Рождественского (Введенского) монастыря др. Богородицы, иже бысть на Ладожском озере, на Ондрусовом острове, в Олонецком уезде, чудотворец; преставися в лет. 7000 м. мая в 17“. Убиение преподобного и явление его старцам изображается на иконах обители. По описи 1582 г. в Ондрусовом монастыре церковь св. Николая каменная, но другую церковь деревянную, в честь введения Богоматери «сожгли немецкие люди», – шведы. 1581 г. дер. ограда, келья игумена и 7 келий братских также сожжены. Неволин. О пятин. 156.
5* Юрид. акт. № 128.
6* Ондрусова Николаевская пустынь, стр. 23–26. Спб. 1856 г. В известиях Сына отечества 1836 г. стр. 78 сказано, что императором присланы 25,000 р. на новый храм, но деньги для нового храма собраны были строителем от разных благотворителей.