Св. муч. Евпсихия
Безмерно глубока и действенна была любовь к Богу христиан первых веков. Под живым впечатлением только-что воспринятого ими Божественного откровения, возбуждаемые примерами бесчисленных мучеников, так наглядно и поразительнее всякого красноречия страданиями своими и смертью свидетельствовавших о преданности их познанному ими истинному Богу, всецело были проникнуты верой и любовью к Христу первобытные христиане. Всё земное приобретало в их глазах свою настоящую цену, то есть: утрачивало её в сравнении с неизмеримо более цепными благами вечной жизни. Никакие привязанности личные, человеческие не имели силы отвлекать их от главной привязанности: к Богу и к тому, что в Евангелии именуется «единым на потребу».
Что может быть сильнее того чувства, которое привлекает юношу к избранной им невесте в ту минуту, когда он даёт обет перед Господом в вечной любви к ней? – Под влиянием такого чувства находился молодой Евпсихий, когда, возвратясь из церкви после брачного обряда, он ликовал со своей возлюбленною среди брачного пира и приветствий многочисленных друзей.
Такая минута – одна из лучших в жизни человека. Почти все земные отрады совмещаются в ней. Если когда, то тем более в эту минуту невольно приковывается человек к земной жизни, подарившей ему так много счастья.
Но есть и было в сердцах первобытных христиан что-то ещё могущественнее всего этого наплыва самых живых человеческих чувств... То была вечно присущая, живая, пламенная любовь к истинному Богу Христу... Никогда не замирала она и всегда преобладала над всякими другими чувствами.
И вот, среди честного празднества нарушено было внезапно веселие видом толпы язычников, стремившихся в капище для жертвоприношения своим ложным богам... – О несчастные! далёкие от истины! – возмущается душа молодого христианина, ликовавшего свою радость о Господе, – я пойду, ниспровергну их идолов! Пусть не молятся они разрушенным рукой человеческой! Пусть познают Несозданного и Несокрушимого Бога!
И, забывая и пир, и невесту, и то, что, разрушая предметы ложного почитания, он, в неравной борьбе, разрушает своё собственное земное, только что начинающееся счастье, Евпсихий вместе с несколькими друзьями-христианами устремляется в языческое капище и сокрушает идолов, и разоряет в прах их вместилище...
Быстро донеслась весть об этом до царя богоотступника.
Евпсихию известно, что его ожидает; он готовится к святому мученичеству: раздаёт своё имущество бедным, прощается с своей молодой женой, прощается с своим земным счастьем...
Действительно, Юлиан, узнав об его поступке, раздражённый вообще против ревностных в христианской вере жителей г. Кесарии, к числу которых принадлежал Евпсихий, раздражается яростным гневом на весь этот город, – город великого пастыря Василия Кесарийского, – лишает его всех прав и льгот, которыми он пользовался, как столица области, облагает его чрезмерным налогом, разгоняет в ссылку множество жителей, принадлежащих к клиру церковному определяет в войска и настойчиво требует возобновления идольского капища...
Между тем, Евпсихий предаётся страшным истязаниям, заточению в темнице и наконец приговорён к усечению мечом (в 362 г.).
Но разве все эти страдания и лишение величайшего счастья земного – больше, чем капля в море, в сравнении с блаженством воздаяния в вечности, ожидающем поборников истины?