Св. преподобномученика Вадима, архимандрита Персидского
Употребив своё имение в пользу неимущих, Вадим (из Вифлапаты) уединился за городом, основал монастырь и подвизался в возлюбленной им иноческой жизни. Углублённый в заботу о спасении своей души, он не уклонялся и от деятельности, спасительной для других, и ревностно занимался распространением христианской веры между язычниками. За это, по повелению Персидского царя Сапора 2-го, гонителя христиан, Вадим был взят вместе с своими 7-ю учениками и, потерпев истязания за то ещё, что принуждаемый вместе с другими христианами поклониться солнцу и огню, не хотел оказать даже наружного Богопочитания солнцу, был заключён в темницу.
Здесь, в числе других, томился Нирсан, князь Арийский. Но, сокрушаясь о лишении благ, которыми пользоваться он привык, ужасаясь также при мысли о предстоящих муках, он решился отречься от веры Христовой.
Как жестоко ошибся Нирсан, думая, что какая-нибудь радость доступна сердцу богоотступника... Он на самом себе испытал, что изменивший Богу осуждён на гибель. И быстро совершилась его окончательная гибель.
Сапор не удовольствовался отречением Нирсана, чтобы возвратить ему свободу, он потребовал от него ещё одного условия: чтобы Нирсан, в доказательство искренности своего отречения, умертвил непреклонного исповедника Вадима.
Совершив первый преступный шаг, Нирсан не отступил и на дальнейшем пути. Но когда он увидел приведённого в оковах Вадима, то совесть проснулась в нём, и он в смущении содрогнулся... То был голос Божий, призывавший несчастного к спасительному сознанию и раскаянию. Горе человеку, который не отзовётся, не послушается этого голоса, предупреждающего его до конца...
– Нирсан! – сказал ему с великой скорбью обречённый погибнуть от его руки праведный раб Божий, – Нирсан! неужели ты так ожесточился, что не только отрёкся от Христа, но и рабов Его хочешь убивать? Я истинно желаю умереть за Христа, но не желал бы принять смерть от твоей руки...
Ещё больше смутился и затрепетал Нирсан, но он преодолел это последнее спасительно предупреждающее впечатление и приступил, хотя и дрожащими руками, к исполнению освобождающего его временно и губящего навеки условия... Оружие его скользило по шее мученика и только после нескольких ударов он мог отрубить ему голову.
Вадим мужественно выстоял под этими ударами. Язычники дивились его терпению и с презрением смотрели на Нирсана.
Тяжела стала Нирсану жизнь и свобода, купленные такой ценой... Он не мог заглушить терзаний неумолимой совести и, дойдя до отчаяния – этой последней степени безвозвратной гибели – Нирсан, подобно Иуде, кончил жизнь свою самоубийством...
Св. преподобномученик Вадим пострадал в 376-м году.
(См. о нём Христ. Чт. 1827 г. ч. 28).
* * *
Св. муч. Дисана епископа, Мариава пресвитера и других 270 с ними.
Взяты в плен Сапором при завоевании у Римлян города Бет-Забда (ныне Бакерда при Тигре) и отправлены на поселение внутрь Персии, к городу Сузе. Но при выборе места для поселения от них потребовали отречения от веры и за несогласие избили всех в 362-м году.