Св. Мелитона, еписк. Сардийского, в Лидии, Малой Азии
Для получения понятия о личности сегодня воспоминаемого св. Церковью епископа Мелитона – не ближе ли всего и не доступнее ли всего будет познакомиться с его образом мыслей, который выражается, например, в письме его к Римскому императору Антонину:
«Бесстыдные доносчики, – пишет между прочим св. Мелитон, – жадные до чужого, находя благоприятный для них повод в императорских указах, явно разбойничают, днём и ночью грабят невинных людей... Если это делается по твоему повелению, пусть делается в порядке; но быть не может, чтобы император справедливый захотел несправедливого. Мы охотно получаем награды за такую смерть, но просим тебя об одном, чтобы ты сам наперёд узнал подвижников такой твёрдости... наша философия первоначально процвела среди варваров; потом – в могущественное правление Августа, предка твоего, встретилась с подвластными ему народами и – стала добрым покровом для твоего царства».
Напомнив потом, что христиан гнали только такие люди, как Нерон и Домициан, продолжает: «мы не чтим камней бесчувственных, но чтим Единого Бога, Который прежде всего и выше всего, и Христа Его – истинного Бога, предвечное Слово. Трудно вводить на путь истины того, кто долгое время находился в заблуждении.
«Но это – возможно. Кто понемногу начинает признавать заблуждение, тот начинает вспоминать об истине. Некоторые думают, что если они заблуждаются вместе с другими, то не оскорбляют правды. Нет, не могу извинить их. Если велика глупость одного, тем тяжелее глупость многих. Глупостью называю, если человек отступает от истины и принимает то, чего нет. Действительность же подлинная есть то, что есть Бог. Всё существует Его силой; Он не создан и не начинал быть, Он – от вечности и до век. Он пребывает неизменный, когда всё изменяется, незрим очами, необъемлем умом, неизобразим словом... Если же кто, отступая от света, называет Богом что-либо другое, он признаёт тварь Богом. Что такое – боги языческие? Умершие люди. Что такое идолы? Дерево или металл. Стыдно свободному уму служить такой осязаемой лжи. Стыдно не узнавать Того, Кого так не трудно узнать и в душе своей и в целом мире. Некоторые говорят: мы чтим то, что предали отцы. Зачем же дети бедняков или людей необразованных снискивают богатство или образование? Зачем дети слепцов видят и дети хромых ходят? Нет, правда не требует того, чтобы человек следовал предкам, худо жившим; она требует, чтобы отступил он от их пути, чтобы не погибнуть, как они. Если отец твой шёл прямой дорогой, иди и ты; но если шёл худым путём, уклонись от того пути и иди прямой дорогой, тогда и дети твои пойдут за тобой. Скорби о том, что отец твой был в заблуждении, – эта скорбь может быть полезна ему. А детям твоим говори: Бог есть Отец всем, Бог – без начала и не создан, всё подчинено воле Его. Если этому научишься, о, император Антонин, и с тобой дети твои, – передашь им в наследство сокровища, которые не погибают, спасёшь душу твою и души детей твоих от того, что случится со всеми обитателями земли на праведном суде».
Эти немногие строки характеризуют блаженного епископа и как человека, и как писателя. Они выражают высоту христианина, обращающегося к язычнику, и высоту человека, могущего без лицеприятия говорить истину могущественному императору.
Епископ Мелитон, вообще, был из замечательнейших мужей II-го века – по своему обширному образованию, по своей пастырской деятельности и по сочинениям, предметом которых было св. Писание. Для изучения его, так сказать, на месте, он совершил путешествие в Палестину. Он сам говорит: «на том самом месте, где происходили проповедь и события, я изучал книги ветхого завета».
При императоре Марке Аврелии, еписк. Мелитон, уважаемый всеми Церквами Малой Азии, принимал деятельное и примирительное участие в спорах о времени празднования Пасхи, волновавших Лаодикийскую Церковь, по смерти её пастыря мученика Сагария (пам. его 6-го октября). Мирно преставился в 177-м г. и погребён в Сардах.
(См. «Уч. об Отц. церкви» арх. Фил. Черниг., Ч. I, изд. 2, стр. 72).