Преподобного Прокопия Чешского
Прокопий, сын благочестивых родителей, именитого рода, живших в Богемии (в конце Х-го и в начале ХI-го века), родился в селе Хотиш; с детства был обучен Славянской грамоте и потом имел возможность изучить науки, преподаваемые на Славянском языке. Кончив учение, по желанию своему, поступил в духовное звание и, получив сан священника, ревностно распространял и поддерживал православное христианское учение. Впоследствии, оставив мир, предался отшельническим подвигам в пустынном уединении. Здесь, однажды, нашёл его в пещере герцог Ульрих, охотившийся за зверями в глухом лесу. Герцог с участием отнёсся к отшельнику, вступил с ним в беседу и, узнав о желании Прокопия, чтобы здесь была выстроена церковь во имя св. Иоанна Предтечи, охотно исполнил желание отшельника, и таким образом было положено основание обители на р. Созаве (около 1012 г.), которая – стараниями Прокопия и пособиями герцога скоро пришла в цветущее положение. Преемник Ульриха – король Брячислав и также покровительствовал этому монастырю. Несмотря на это, Прокопию трудно было поддерживать православие в борьбе против влияния папистов и много оскорблений приходилось ему принимать от них.
Незадолго до кончины своей Прокопий предсказал братии, что вскоре наступит гонение на них, но чтобы они не унывали, так как оно будет непродолжительное. Так и случилось. Прокопий преставился 1-го апреля 1053-го года, а в 1055-м году «Созавских иноков осыпали разными поношениями; внушая князю (Спитигневу) разные выдумки и клеветы, говорили ему, что Славянской письменностью вводится ересь, и они совсем испорчены лицемерием; потому надобно выгнать их и ввести Латинского аббата с братьями его».
И православных иноков выгнали и поместили в обители Немецких ксёндзов. Но король Вратислав в 1061 г. возвратил изгнанников в их обитель, и даже обратился к папе с просьбой, чтобы он своим голосом утвердил Славянское Богослужение. В ответ на это папа (Григорий VIII) отвечал королю: – «ваше высочество просили, чтобы совершалась у вас служба на Славянском языке; мы никак не можем быть благосклонны к вашей просьбе. Мы убеждены, что не напрасно угодно было Богу, чтобы некоторые места свящ. писания были сокрыты и чтобы оно не всем было ясно и понятно, дабы через то не пришло в пренебрежение, или худо-понятое не ввело в заблуждение. Потому, не смотря на ваше требование неблагоразумное, повелеваем властью блаженного Петра и в славу Божию – противостать суетной дерзости всеми силами».
Однако Вратислав не обратил внимания на волю папы: Славянская служба продолжалась в Созавской обители (см. подр. 16 сентября).