Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Евфимия Суздальского

 Преставление преп. Евфимия Суздальского

Блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгород. Здесь учился он грамоте и учился прилежно, – не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям. – Когда пришёл он в юношеский возраст, – ходил в храм Божий, где становился в углу, чтобы не развлекаться во время молитвы движениями людей. – Вблизи Нижнего, на берегу Волги, в пещере подвизался тогда с учениками своими блаженный Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский. – Подвиги молитвенников Божиих возбуждали в Евфимии ревность к жизни подвижнической. В храме слышал он слова Спасителя: «что пользы, если приобретёт человек и целый мир, а погубит душу свою?» Одушевлённый тем и другим, блаж. пришёл в пещеру к Дионисию и в слезах пал к ногам его, прося принять его в число учеников своих. Авва, преподав ему наставление, облёк его в иноческие одежды. Евфимий стал жить иночески: днём трудился по обители, но с псалмом на устах, ночью уходил в пещерное уединение и здесь проводил время покоя в молитве; пищи употреблял мало, а жажду утолял водой и то с мерой. Он просил у преп. Дионисия дозволения вкушать пищу через два и три дня; но рассудительный авва запретил ему такой подвиг, как несоразмерный с духовным его возрастом, и велел вкушать пищу вместе с братиями только не до сытости. По воле аввы, Евфимий носил воду и рубил дрова в пекарне; взор на огонь пробуждал в нём слёзы сокрушения о грехах, для которых готов огонь вечный. Церковная песнь поёт преподобному о его подвигах: «Росою воздержания ты погашал юношеский пламень страстей, огнём страданий опалял прелести мира, постясь, явил ты душу светлее лучей солнечных». Так подвигами поста и сокрушения сердечного зрел и мужал в духовном совершенстве преп. Евфимий.

Благочестивый кн. Борис Константинович Городецкий пожелал построить в Суздале обитель молитве и просил Дионисия назначить из учеников его настоятеля новой обители. Дионисий назначил в Суздаль Евфимия. «Не удаляй меня, отче, от пребывания с тобою; тяжело мне жить с чужими», со слезами говорил Евфимий. «Господня – земля; а непослушания бойся», отвечал Дионисий. Блаженный авва, согласно с мыслями благочестивого князя, назначил тогда и других учеников своих для основания обителей молитвы в разных местах. Евфимий, будучи 36 лет, отправился выполнять волю наставника. – На дороге в Суздаль, не доходя 5 вёрст до Гороховца, увидал он красивое место на озере, в дремучем лесу, и согласно с волей наставника своего основал здесь общежительную пустынь в честь св. Василия Великого. Эта пустынь и впоследствии оставалась под его надзором, почему и по кончине постоянно была приписной к Евфимиеву монастырю. В храме бывшей обители, ныне приходском, поныне хранится посох блаженного путника.

В Суздале блаженный епископ Иоанн сам указал Евфимию и князю место для обители, вблизи города, на севере его, на крутом берегу Камянки; с высокой площади открывался и широкий вид на окрестность, – место красивое; святитель освятил место для новой обители; благочестивый князь своими руками начал копать ров для храма; множество других рук принялось за ту же работу и каменный храм был основан. Боголюбивый князь не жалел издержек для храма Божия, и храм освящён святителем в честь Преображения Господня; в то же время преп. Евфимий посвящён был в архимандрита новой обители. На постройку зданий обители щедрый князь доставил также все средства. Но блаженный Евфимий в основание обители полагал тёплые молитвы и подвиги. Проводя день то в доме молитвы, то в надзоре за постройками, ночь проводил он в усердной молитве. – К искреннему подвижнику скоро собралось много братий. По благословению святителя, блаженный построил ещё храм Иоанна Лествичника с трапезой. Сюда в зимнее время собирались на молитву. Поскольку же число братии умножалось, так что возросло, наконец, до 300; то блаженный построил ещё деревянный храм св. Николая с больницей и здесь же пристроил другую трапезу с хозяйственными принадлежностями.

Жизнь его была для братии училищем благочестия. Тяжёлые вериги его, поныне целые в обители, служат памятником строгой, подвижнической жизни его. Ещё при построении храма Спасителю приготовил он место для своего погребения и своими руками обтесал камни для гроба; а он прожил в обители 52 года и 52 года готовил себя к переходу в вечность: так он смирял в себе мечты несмиренные! По временам видался он с препод. Сергием Радонежским и беседовал с ним о духовной жизни. – В церковных песнях называется он «спостником и собеседником» преподобного Сергия. – Как и Сергий, носил он самую худую иноческую одежду, – овчинный заскорузлый тулуп был на плечах его и в зной летний, и в холод зимний. – Но в обители его находили себе пищу все бедняки и покоились больные; за должников платил он долги, и притесняемые в суде находили у него защиту.

Стадо своё пас он бдительно и с духовной рассудительностью; учил безропотному послушанию, чистоте и бескорыстию. Никому не дозволял иметь какую-либо собственность и, если у кого находил что-нибудь своё, подвергал епитемии. Строго запрещал разговоры в храме и в трапезе повелевал хранить молчание; из трапезы в келью надлежало идти также в молчании и не заходя ни к кому. Не дозволялось управляться своим мудрованием и своей волей, а надобно было прислушиваться к правилам обители и к воле настоятеля. – Таков был устав преподобного!

В подвигах св. жизни преп. Евфимий достиг глубокой старости, 78 лет. Перед кончиной простился со всей братией, причастился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, апреля 1-го 1405 г..

В его обители, кроме вериг его, сохраняются ещё митра, посохи медный крест его.

В 1491 г. при архимандрите Константине монастырь Евфимиев сгорел. Константин скорбел, смущаясь сомнением, не гневаемся ли на него, за то Евфимий, как бы за дело нерадения его о обители? Преподобный, явясь одному брату, сказал: «скажи, брат, архимандриту Константину, что я ничего не имею против него». Успокоенный Константин, при пособии благотворителей, восстановил кельи братские. Преемник его Кирилл, впоследствии архиепископ Ростовский, решился построить новый каменный храм. При копании рвов нашли мощи преп. Евфимия: лицо было светлое и ризы как вчера надетые. Это было 7 июня 1507 года. – Преп. Евфимий с того времени прославился множеством чудес. Весьма назидательны два из них. Келарь Киприян по своеволию надмения раздавал пищу, кому и как хотел, тогда как по уставу предлагалась она в трапезе. В сонном видении явился ему преп. Евфимий с жезлом в одной руке и с горящей свечой в другой, угрожая наказать его за своеволие. Келарь в испуге каялся, а потом забыл обещание своё. Преподобный снова явился и поразил его расслаблением членов. – Больной получил исцеление у раки преподобного тогда, как перед всеми исповедал грех свой. – Один поселянин сильно страдал от лихорадки. Брат его, выслушав молебен в обители за больного, взял для него квасу. Дорогой пришло ему на мысль: «что пользы в этом квасе для больного? Лучше позвать кудесника». И, чувствуя жажду, выпил квас. Вслед затем явился ему кто-то в белой одежде и митре и грозно сказал: «как смел ты пренебрегать дар Божий? Господь для Евфимия хочет исцелить брата; воротись, приложись к раке и спеши к брату». Когда исполнена была эта и воля, больной исцелился. У старца Никодима болезнью скорчены были ноги, и он уже не чаял быть живым. Явившийся по молитве Евфимий помазал ему мастию ноги, и больной встал здоровым. Рыболов Патрикий лежал в лихорадке; явившийся преподобный осенил его крестным знамением, и Патрикий пошёл ловить рыбу. В обители Евфимия есть несколько памятников с молитвами и хвалами чудотворцу Евфимию. На серебряном потире читается надпись: «7108 (1600) дала княгиня Анна чудотворцу Евфимию по душе князя Даниила Ногтева, в иноцех Евфимия». На серебряной лампаде кн. Шуйского такая надпись: «л. 7143 (1635) сделана пред раку преп. Евфимия чудотворца; кто веру подержит Евфимию чудотворцу, тот и нальёт; а из монастыря не вынесть никуда». – Знаменитый защитник отчизны кн. Дмитрий Михайлович Пожарский дал (окт. 3-го 1644 г.) Евангелие с надписью: «великому чудотворцу Евфимию»; супруга его (марта 2-го 1644 г.) – плащаницу шитую золотом и серебром, «в дом чудотворца Евфимия».

«Умертвив движения плоти крепким пощением, ты стал обителью Владыки, святый Евфимий! Умоли Его, да прибегающие к тебе избавимся от бед и смущения страстей».

Примечания
1* Житие преп. Евфимия, описанное иноком Григорием, у Ундольского № 310, у Царского № 135. 728. Григориево описание жития по местами изменено было Махрищским игуменом Варлаамом, когда он, по воле м. Макария, присоединял к нему, как и к житию Евфросинии, описание чудес (ключарь Анания во времен. общ. ист., кн. 22, стр. 129).
2* Минея на апрель. М. 1625 г.
3* О князе Борисе памятники церк. древн. Нижег. губ., стр. 31. СПб. 1857 года.
4* Степ. кн. I, 528. Пролог 1 апр. Грамоты о Гороховском монастыре, приписном к Евфимиеву: 1418 г. в акт. ист. I. № 25. 1462 г. – Там же I. № 70 и в опис. муз., стр. 95.
5* По списку жития у ключаря Анании (Варлаамовом) показан год освящения и сказано: „повеле ему (архим. Евфимию) священная действовати с палицею и в митре и с рипидами“ (Времен. общ. ист. кн., 22, 26. 27). По списку начала XVI в. нет года освящения и сказано: „повеле ему священнодействовати с палицею и в митре, сиречь в шапце“. – В этом списке ни слова нет о чудесном служении блаж. Иоанна в Евфимиевой обители и о построении женской обители. – По летам жизни преподобного храм освящён в 1354 г.
6* Пожертвование внука с заповедью поминать дедов кн. Бориса и Ивана в музее Румянцева, стр. 92. 76.
7* Зап. Русск. археологии I, 93. СПб. 1851 г.
8* Минея на апрель. М. 1625 г.
9* Никон. л. 1,313. Русск. времен. 1, 218. Степ. кн. 1,528. Пролог 1 апреля.
10* |Ист. иер. 4, 29. 100. Пролог июня 4 д. Служба преп. Евфимию на 1 апр. у Царского № 563. Грамота Евфимиеву монастырю 1525 г. в а. э. 1. № 29 – другая 1460 г. в а. и. 1. № 71. В музее Румянцева грамоты архим. Константину 1495 и 1505 г. 93. 94.
11* В Румянц. муз. (опис., стр. 192) Евангелие 1552 г., писанное в обители „великого чудотворца Евфимия“.
12* Ркп. житие преп. Евфимия с чудесами.
13* Записки Русск. археол. I, 93. СПб. 1851 г. Владимирский сборник стр. 51.52. 55. По описи XVII в. в царской моленной „преп. Евфимия Суздальского два зуба в ковчеге серебряном золочёном“. Забелина „Быт Русских царей“, стр. 196. М. 1862 г.
14* Канон преп. Евфимию в минее на апр. М. 1625 г.