Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память преподобной Марии Египетской

Память преподобной Марии Египетской

Мария пустынная – образец равноангельской жизни.

В одном из Палестинских монастырей славился строгой жизнью инок Зосима, при императоре Юстине Старшем (518–526 г.), в окрестности Кесарии. Он известен был даже по чудесам и по дару прозорливости. Он 50 лет прожил в своём пустынном уединении и однако желал видеть образцы высшей жизни для своего назидания. В одно время человек Божий говорит ему: «чтобы видеть какие есть другие пути спасения, иди в Иорданский монастырь». Зосима отправился в указанную обитель. «Для назидания пришёл я», сказал он иноку-привратнику. «Пусть внимает каждый себе, отвечал тот, и трезвым смыслом совершает дела, при помощи Божией; но так, как любовь твоя захотела видеть нас смиренных, поживи с нами». Зосима скоро убедился в строгой жизни старцев обители. Они постоянно заняты были то псалмопением, то рукоделием; праздное слово не выходило из уст их; ни о доходах, ни об удобствах жизни не заботились; заботились только об умерщвлении тела; поучение в слове Божием составляло для них самую приятную пищу.

С давнего времени в обители наблюдалось такое правило: перед наступлением великого поста, «в воскресный день совершалось по обыкновению таинство, и каждый причащался Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Приняв несколько пищи, собирались все в храм и, после коленопреклонной молитвы, иноки прощались один с другим, и каждый, падая перед настоятелем, просил молиться за него. Отворялись ворота и выходили с пением стихов: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?» Оставался один или двое для охранения монастыря (впрочем, ворам украсть было нечего), собственно же для совершения службы. Каждый содержал себя, как хотел или мог. Один нёс с собой хлебец, другой финики, иной – размоченные бобы, а у другого не было ничего кроме одежды. Питались, когда требовала нужда природы, травами пустыни. Правилом положено было не встречаться одному с другим. Перейдя Иордан, ходили вдали один от другого... Каждый жил для себя и Бога, постоянно поя псалмы и в определённое время принимая пищу. Так проводили всё время поста; а перед светлым днём «Воскресения Христова возвращались в обитель, чтобы торжествовать праздник Ваий с ваиями по чину Церкви».

По уставу обители, Зосима на пост также вышел в пустыню. Дней 20 ходил он в пустыне заиорданской, с тайным предчувствием чего-то особенного. Однажды, в полдень, усердно молился он с лицом обращённым к востоку и неожиданно увидал, что кто-то мелькнул мимо него, как привидение. Опасаясь обольщения, он оградил себя крестным знамением и продолжал молитву. Окончив её, он обратился и увидел, что кто-то тихо идёт мимо его. Нагое тело это сожжено солнцем; волосы короткие и белые, как снег.

Убеждённый, что видит одного из святых жителей пустыни, у которого можно научиться совершенству духовному, Зосима запылал желанием узнать жизнь дивного пустынника. Забывая свои лета, он побежал за явившимся; тот усиливался уходить от старца и перебежал через пересохшее русло реки. Зосима кричал: «кто бы ты ни был, служитель Божий, сжалься над хилым стариком, желающим испросить твоих молитв и благословения. Зачем ты бежишь от меня, бедного грешника? Вспомни, что Сам Бог, Которому ты служишь, не отвергает никого». На краю русла Зосима услышал ответ: «умоляю тебя Богом, блаженный Зосима, не приближайся более ко мне; если хочешь говорить со мной, брось мне плащ твой; прикрыв наготу мою, я попрошу тебя благословить грешницу».

Удивлённый тем, что его называет по имени женщина, вовсе неизвестная ему, Зосима понял, что его знает она по откровению. Он бросил ей дырявый плащ свой и отворотился. Тогда незнакомка, прикрытая плащом, перешла на его берег и упала к ногам его прося благословения. В восторге радости и с чувствами уважения Зосима также поклонился и просил благословения. В этой трогательной борьбе смирения святых, пустынница защищала своё желание тем, что она жена-грешница. Зосима указывал также на своё недостоинство. «У тебя право священное благословить меня и призвать на меня благодать, ты пресвитер», сказала явившаяся. Она знает и то, что я пресвитер, думал Зосима, и ещё более утвердился в мысли, что это – необыкновенный Божий человек. «Я вижу, блаженная мать, сказал Зосима, что на тебе покоится Дух Божий, и что, умертвив себя для мира, ты возвысилась до Всемилостивого твоим благочестием: не Сам ли Он открыл тебе моё имя и мой сан? Обилие благодати, живущей в тебе, выше сана моего, который без благочестия – осуждение для меня. Потому умоляю тебя любовью Спасителя нашего, благослови меня и помолись за грешника, нуждающегося в твоих молитвах». Пустынница, по выслушании, сказала: «Бог милосердый, хранитель душ и тел наших, да будет благословен во веки». – «Аминь», отвечал Зосима.

Они поднялись. «Зачем пришёл ты к грешнице? Нет, не ты, а Бог привёл тебя, чтобы подарить мне духовное подаяние. Скажи же, св. отец, в каком состоянии находится христианство? Как управляется Церковь Божия?» говорила пустынница. «По благости Иисуса Христа, Бог даровал твёрдый мир», отвечал Зосима и просил рабу Божию помолиться о всём мире. Уступив этой новой, настойчивой, как и прежняя, просьбе, явившаяся обратилась к востоку, подняла руки к небу и стала молиться так тихо, что Зосима не мог слышать слов её. Молитва лилась к небу довольно долго. Зосима с изумлением видит, что молящаяся поднялась от земли на воздух более, нежели на локоть. Поражённый и испуганный старец пал на землю и повторял слова: «Господи Иисусе Христе! помилуй меня грешного». Она окончила молитву и, подойдя к Зосиме, сказала: «зачем, блаженный, впадаешь ты в это смущение? Я – не дух, как подозреваешь ты; я – тело и кости; я грешница, но удостоена св. крещения». Затем оградила она крестным знамением чело, глаза, уста и грудь и сказала: «да избавит нас Господь от искушений демона силой св. креста».

Зосима, уверенный, что видит избранную слугу Божию, бросился к ногам её и умолял рассказать – кто она, как долго живёт в пустыне и какую ведёт жизнь? Он представлял, что не праздное любопытство просит её о том, а искреннее желание узнать для себя и других нужное для спасения души. «Я родом из Египта, говорила пустынница; мне было не более 12 лет, когда, предпочитая преступную свободу долгу питать родителей, я ушла в Александрию... Без ужаса не могу вспомнить, какую я там вела жизнь. Почти 17 лет предавалась я ужаснейшему распутству, и не для того, чтобы получать деньги, но только для того, чтобы удовлетворять похоти; я не просила денег у любовников, лишь бы они служили мне.

Живя так, на 29 году увидела я в летний день множество людей из Египта и Ливии, которые толпами направлялись к морю. Я спросила у кого-то: что это значит? Мне отвечали, что эти люди отплывают в Палестину – торжествовать в Иерусалиме праздник Воздвижения Креста. Мне вздумалось отправиться с ними. Я не имела ничего, чтобы заплатить за переезд и прокормление, но была уверена, что преступления мои доставят мне всё нужное. С наглостью бесстыдной распутницы привязалась я к молодым людям и с ними вошла на корабль. На пути тонула я в мерзостях и тоже делала в Иерусалиме.

Когда наступил праздник, пошла и я с другими в церковь. Но когда дошла до дверей, невидимая рука с силой отбросила меня от входа. Все входили, и никто никому не препятствовал. Три и четыре раза употребляла я усилия войти во храм, и каждый раз невидимая рука отбрасывала меня на площадь. Полная смущения и стыда, стала я в углу на паперти и размышляла о причине необычайного обстоятельства. Она объяснилась мне, лишь я бросила взгляд на мерзость моей жизни. Благодать проникла в моё сердце, и я залилась горячими слезами, била себя в грудь безмолвно и терзалась. Рыдая и стоная, подняла я глаза и увидела, что стою перед иконой Божией Матери. Я обратилась к ней с мольбой умилостивиться над грешницей, открыть ей вход в св. храм. Долго молилась я и с некоторой надеждой пошла к дверям церкви. Трепет объял меня перед входом, но я взошла в церковь. Я вошла и вместе с другими поклонилась Животворящему Кресту. Распростёртая перед ним, я изумлялась в трепете, что допускает Он до Себя такую преступницу.

Возвратясь к образу Пресвятой Богородицы, излила я благодарность за её милость и молила Её горячими слезами указать мне путь покаяния. Тогда послышался мне голос издали: «перейди Иордан и там найдёшь покой». Я чувствовала, что это относилось ко мне и с горячими слезами воскликнула: «Владычица, Владычица! не покидай меня!» Тогда же решилась я следовать голосу.

При выходе кто-то подал мне три монеты, с словами: прими, Нонна! Я купила на них три хлеба и, узнав дорогу за Иордан, отправилась. Весь день шла я, проливая слёзы, и на закате солнца достигла храма Иоанна Крестителя на Иордане . Помолясь, омыла я лицо и руки в водах священной реки и возвратилась в церковь, где присутствовала при Богослужении. Съев половину одного из трёх хлебов, заснула я на земле, а утром переправилась через Иордан в челноке. Так я достигла пустыни, и с тех пор одна, отрешённая от людей, живу здесь в ожидании милосердия Божия, укрепляющего Своею благодатью кающихся и искренно обращающихся».

Пустынница принесла исповедь Зосиме в грешной жизни, но ничего не сказала, как жила она в пустыне. Потому Зосима снова просил её открыть, давно ли она в пустыне, чем питалась и что испытала?

«Прошло около сорока семи лет, отвечала она, со времени выхода моего из Иерусалима в пустыню. У меня оставалось два с половиной хлеба, когда переправилась я через Иордан; понемногу съела я их и потом питалась травой. Борьба моя продолжалась 17 лет. Она была такова, что и теперь содрогаюсь. С одной стороны, невыразимо страдала я от голода и жажды. Мука усиливалась воспоминанием о вкусной пище и вине дней разврата моего. Злой дух воскрешал в мыслях со всей живостью распутные песни, которые я пела, и мерзкие, похотливые картины неисчислимых преступлений моих. С другой стороны, одежда, в которой вышла я, совсем распалась, и я подвергалась влиянию всех перемен, всем жестокостям времён года: то солнце жгло раскалёнными лучами, то стужа обхватывала меня. Тогда, падая на землю, сожжённая или оледенелая, чувствовала я, что умираю, а тысячи искушений нападали с демонской силой».

«В этом неизъяснимо жестоком состоянии Пресвятая Богородица была пристанищем. Я горько рыдала и, ударяя себя в грудь, простиралась на земле и молила Владычицу не лишить меня помощи. После рыдания и мольбы свет озарял душу и покой возвращался моему сердцу. Милостивая Царица не отказывала мне в Своей помощи».

Воспоминая, продолжала пустынница, от каких зол избавил меня Господь, я питаюсь пищей неистлевающей, надеждой спасения, питаюсь и покрываюсь словом Бога, содержащего всё (Втор.8 гл.). Не одним хлебом живёт человек (Мф. 3 гл.)».

Когда Зосима услышал, что пустынница произносит слова Св. Писания, он спросил её: как знает она Св. Писание? Она улыбнулась и сказала, что ни в мире не училась она, ни в пустыне не слышала, кто бы читал ей книги; «голос Божий, живой и действенный, раздающийся в сердце, один – наставник мой. Но довольно, довольно о мне; я исполнила твоё желание».

Упав к ногам Зосимы, она просила благословить её. Он со слезами произнёс: «да будет благословен Бог, совершающий чудеса! Да будет Он благословен и за милость ко мне».

Пустынница встала и, удержав Зосиму, готового пасть ей в ноги, сказала: «умоляю тебя именем Спасителя не говорить о мне никому ничего, пока я не умру. В следующем году ты не выходи из монастыря с другими в начале поста, да и нельзя будет выйти; в великий четверток приди на берег Иордана и принеси сосуд с Телом и Кровью Христовой, дабы я удостоилась приобщиться св. Таин. Дай знать о. Иоанну настоятелю, чтобы смотрел за стадом своим, – в нём многое требует исправления. Но об этом скажешь после того, как приобщишь меня».

В следующем году Зосима лежал больной, когда братия в начале поста выходили в пустыню. «Он вспомнил тогда слова пустынницы. В великий четверток отправился он со св. дарами к Иордану. Вечером видит он святую на другом берегу. Она осенила крестом воду и пошла по воде, как по суше. Она просила прочитать Символ Веры и молитву Господню: Отче наш. Когда приобщилась она Тела и Крови Господа, то, подняв руки к небу, произнесла: «Ныне отпущаешь Ты рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, очи мои видели спасение души моей». Потом, обратясь к старцу, сказала: «и ты, отец Зосима, сотвори для меня любовь, не откажись прийти в следующий пост на то место, где в первый раз говорили мы с тобой». Зосима предложил ей принесённые плоды и чечевицу. Она взяла только три зерна чечевицы и отправилась через реку, как пришла, по воде, как по суше.

В следующем году Зосима пришёл на то место, где в первый раз виделся с пустынницей. Здесь увидел он мёртвое тело праведницы и оросил ноги её слезами. Он начал петь псалмы, но колебался сомнениями, где похоронить её? Лицо усопшей обращено было к востоку, а близ головы видит он на песке слова: «авва Зосима! погреби здесь тело бедной Марии и, предав землю земле, молись за ту, которая отходит к Господу после приобщения святой вечери». Зосима похоронил тело Святой в яме, выкопанной львом, явившимся к услугам праведницы. Кончина равноапостольной Марии последовала в 522 г. апреля 7 дня.

Зосима, возвратясь в киновию, пересказал о Марии всё, что видел и слышал, в славу Божию.

Примечания
1* Жизнь св. Марии in Vit. patr. I, 671–690 ed. Migne. Act. Sanet, ad 2 april. I, 67 S. Биограф говорит: „я решился рассказать событие, совершившееся в нашем роде, в том виде, как передал оное св. муж, научившийся говорить и делать правду от юности“ (Зосима). В заключении: „монахи того монастыря оставили не записанным известие о сей Марии, но, перенимая один от другого, предлагали слушателям повесть для общей пользы“. Писатель Софроний, с 633 г. патриарх Иерусалимский, ходивший по пустыням 576–610 г. в Четь-Минее житие по местам сокращено. В Слав. Прологе апр. 1 известие краткое, но более пространное, чем в Менологе Василия.
2* В житии Марии не сказано, когда и где жил Зосима, но об этом говорит Евагрий. Память о св. Зосиме – апр. 4. Римский мартиролог 4 апр.: „в Палестине кончина св. Зосимы отшельника, который похоронил тело св. Марии Египетской“. У Коптов Зосима апр. 9 (4). Ludolfi, comm. р. 413. Русский поклонник 1420 г. Зосима писал: „прейдох Иордан и внидох в гробницу, идеже кладутся святии отцы из Предтечева монастыря, и ту бихом челом и целовах мощи святых отцев и святого старца Зосима, иже Марию Египетяныню причащал“. Путешествия (СПб. 1749 г.), стр. 65.
3* Так как по житию св. Марии св. Зосима до смерти остался в Иорданском монастыре, а по известию иерод. Зосимы (пр. 143) мощи пр. Зосимы почивали в той же пещере, где покоились старцы Иорданского Предтечева монастыря, то ясно, что в житии описывается устав Предтечева Иорданского монастыря. О монастыре Предтечи, после Виллибальда и Даниила (жития св. подвижн.), иерод. Иона в 1651 г.: „близ того св. Иордана направо монастырь св. Предтечи; ныне разорён, токмо стены знать; а налево монастырь св. Герасима, разорён же“. Арсений говорит: „весь цел стоит, мало что попортилось“. Стены целы, но в них не было ни одного монаха. Ни Иона, ни Арсений не были ни на месте крещения Спасителя, ни в монастыре Предтечи: „без паши туда идти невозможно, Арабы убьют или ограбят“, замечает Арсений. Путешествия (СПб. 1849 г.) стр. 116. 210.
4* Благоверный имп. Юстин покоил Церковь. Но предшественник его Анастасий „сослал в ссылку Флавиана, архиепископа Антиохийского, и Илию, архиепископа Иерусалимского, за св. собор отцов, бывших в Халкидоне, а именно Илию в Аил, а Флавиана в Петру. В один день патриархи вдруг пишут друг другу: Анастасий сего дня умер, пойдём и мы, чтобы судиться с ним. И спустя два дня отошли ко Господу“. Луг духовн., гл. 34. Римский мартиролог под 4 июля: „память святых – Флавиана второго, архиепископа Антиохийского, и Илии, епископа Иерусалимского, которые за собор Халкидонский сосланы были императором Анастасием, и победителями переселились ко Господу“. Анастасий в муках умер в 518 г.
5* Игумен Даниил XII века: „и тут двери велики, и к тем дверем прииде Мариа Египтянка и хоте влести в церковь и целовати честный крест Господень и не впусти её сила Святого Духа в церковь; и потом покаяся к святей Богородици иконе; и та бо икона святая Богородица стояла в притворе, у великих тех дверей близ; и потом возможе внити в церковь и целова честный крест“, стр. 34.
6* Это известие о св. иконе Богоматери читалось на Вселенском Соборе (в 4 деянии) и св. Дамаскиным в 3 слове о св. иконах. Иерод. Зосима в 1420 г.: „видехом (в храме Софии) образ Пречистые, иже от Иерусалима, егда беседовал к Марие Египтянке“. Диакон Игнатий в 1391 г.: „поклоиихомся (в Софии) чудотворней иконе Пречистые Богородицы, от нея же изыде глас к Марие Египетской“. Путешествия, по изданию Сахарова, стр. 60, 100 (СПб. 1849 г.). „Та икона – стояла в притворе“, говорит игум. Даниил в 1113 г. Следовательно, тогда уже не было её на том месте. Вероятно, чудотворный образ Богоматери перенесён был из Иерусалима в Царьград при св. п. Мефодии (842–846 г.), если только не прежде.
7* „Нонна“ – почтительное название монахини, употреблявшееся особенно на языке запада. Иероним в предисловии к жизни св. Илариона: „краса и честь дев Нонна Азелля“. Epist. 22 ad Evstochiam: „испытав господство супруга, предпочитают свободу вдовства и потому называются Ноннами и святыми“. Житие Иоанна Милостивого § 17: „прошу тебя, Нонна“.
8* Виллибальд в 723 г.: „пришли в монастырь святого Иоанна Крестителя; там было до 20 монахов; пробыли тут одну ночь. Отсюда шли с милю к Иордану, где крестился Господь; там ныне церковь, стоящая на каменных колоннах, и под церковью ныне земля сухая, где крестился Господь; на этом месте и ныне купаются. Тут стоит деревянный крест и стоит небольшое накопление воды; через Иордан протянута верёвка“ (Thesaurus monum. ed. Basnagii T. 2. P. 1. p. III). Игумен Даниил XII века: „от Иерусалима до Иордана вёрст 20 и 6 великих. Мало не дошед до Иордана, у пути того близ, монастырь святого Иоанна Предтечи: есть бо место то градом обделано. А от ветхого монастыря Иоаннова вдале, яко двожды дострелит добрый стрелец, – ту же церковь создана была велика, во имя св. Иоанна Предтечи“. Мария была в храме Предтечи, а не в монастыре Предтечи.
9* Блаж. Иероним: „Бет-Авара – за Иорданом, там, где Иоанн крестил в покаяние; потому и доселе многие из братий, из числа верующих, желая возродиться, погружаются тут в жизненную воду“. Onomasticon.
10* Игум. Даниил: „И ту есть брод чрез Иордан в Аравию. На той же купеле (где купаются христиане странники) Мария Египтяныня прейде по водам к отцу Изосиме и прият тело Христово и паки по водам прейде в пустыню, и тамо же преставися“. Путешествие Даниила, стр. 55. СПб. 1864 г.
11* Житие: „умирает в месяце Фармуфе, в V иды апр. (7 апр.), в спасительное страдание“. В Греческой минее память 1 апреля; у Аббисинцев и Коптов – тоже: „Апр. 6 (1) Мария Египтянка, которую похоронил Зосима“. В мартирологе Усуарда: апр. 2 „в Палестине кончина святой Марии Египтянки“.
12* Нравственные размышления о житии св. Марии – в беседах архиеп. Филарета, Ч. 3, 90–96. Черн. 1863 г.