Божественный Давид обращал к Богу Отцу, (сущему) на небесах, своего рода общую молитву за все человечество: «Повели, Боже, силой Твоей, укрепи, Боже, то, что Ты совершил в нас». А Сила Отца есть
Сын, через Которого Он укрепил небеса и основал землю и привел все это в порядок. И он создал человека по собственному образу и подобию, делателя праведности, превосходящего тление и смерть. Но, поскольку смерть стала царствовать из-за греха и мы были подчинены тлению и «все уклонились, вместе пришли в негодность», Создатель и Господь вселенной, конечно, позаботился о Своих творениях, ибо Бог Отец благоволил «возглавить все во Христе» и обновить так, как (было) в начале.
Итак, Давид разъясняет глубокое таинство вочеловечения, восклицая к Сыну, (происходящему) от Бога Отца по природе: «Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (преимущественно) перед соучастниками Твоими». Но некоторые думают, что такие выражения не подобают Единородному, но что они сказаны, скорее, по отношению к простому человеку, рожденному от Святой Девы.
С. 377
Но уже было показано думающему так, что это вздор, посредством множества слов. Ибо не обычный человек был рожден для нас, или (человек), лишенный единства с Богом, так что можно говорить, согласно их слову, что Бог вселенной заранее знал о нем, что он возлюбит праведность и возненавидит беззаконие единственно по собственной воле. Однако мы справедливо применяем выражение песнопевца к Единородному, явившемуся в образе человека, также воспринимая тонким духом пророчества Исайи о Нем, ведь он говорил так: «Вот, Дева будет иметь во чреве и родит Сына, и дадут Ему имя Эммануил. Он будет есть масло и мед, прежде чем Он будет разуметь, (и вместо того, чтобы) предпочесть зло, Он изберет добро. Поэтому, прежде чем Дитя разумеет добро и зло, Он воспротивится злу, чтобы избрать добро». Но Он возлюбил праведность и возненавидел беззаконие, поскольку Он есть в действительности и Праведность и Бог. Действительно, (если) ребенок еще не может знать достойное порицания и хвалить противоположное – как (он может это делать) начиная с определенного момента – как же Он воспротивился злобе, чтобы избрать добро? Но, как я уже говорил, Он был Богом во плоти, не могущим выйти за пределы Своего природного добра, которое Ему присуще. И я не поддерживаю то, что сейчас скажу, но, если следовать слову неразумных, допустим, что Почитаемый лишь соединением по Лицу имеет также Свою собственную добродетель. Однако говорящих так я спрошу: «За какие заслуги кто-либо, будучи человеком по природе, может стать настолько великим, чтобы удостоится даже божественных престолов, сидения с Богом Отцом, даже именования Господом наравне с Сущим таковым по природе, поклонения ангелов, а также служащей ему всей земли, хотя Писание говорит: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» и не дозволяет иметь среди нас нового бога. Но, возможно, они прибегнут к этой обычной защите С. 378 скажут, что посредством соединения с Богом слава Божества по природе (Его). Итак, исповедай истинное соединение и не искажай дело, разделяя природы и полагая каждую поочередно, говоря, что они не со прикасаются, и выдумав, не знаю как, лишь соединение Лиц.