Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Помазание Христа Святым Духом (Пс.44:8b; Евр.1:9b)

Пс. 1:5
  • Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

Мы утверждаем, что (стих) «Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (преимущественно) перед соучастниками Твоими» сказан по отношению к Сыну, (происходящему) от Бога по природе, ставшему как мы, то есть человеком. Ибо после того, как первый человек попрал божественную заповедь, природа человека заболела сильной наклонностью ко грехам. Поэтому Слово, (происходящее) от Бога, будучи неизменным по природе, святым и праведным и ненавидящим неправедность, стало как мы и назвалось рабом и именовало Своего Отца Богом из-за (Своего) человечества, хотя Оно (Само) есть Бог. И говорится, Оно было помазано Им (Отцом) через Святого Духа, получив Его не для Себя, ибо как Бог Оно также свято по природе, но как бы приводя нас через Себя к благодати и являя нас достойными благословения от Отца, хотя мы были в преткновении из-за преступления во Адаме и греха, терзавшего нас после этого. Ибо нас спас ни посланник, ни ангел, но Сам Господь. И, конечно, если кто-то думает, что Слово, (происходящее) от Бога Отца, получает освящение в собственную природу, Он отправляется в обширное и великое море хулы. Ибо если мы говорим, что помазание, или освящение, о котором идет речь, было осуществлено в последние времена века, как получается, что мы не исповедуем необходимо и добровольно, что Он не может быть свят по природе, а скорее, что Он также несвят во времена, (бывшие) в начале и перед помазанием, то есть в веки вечные, будучи лишен освящения до того, как стать как мы?

С. 379

Но если это было бы истинно, тогда Он не был бы свободен от греха.

Как же мудрейший Павел говорит, что Сын есть Сияние славы Отца и, подобным образом, Отпечаток Его Ипостаси? Ведь отпечаток совершенно принимает на себя форму своего прообраза. Следовательно, и Сам Отец несвят по природе. В таком случае, кто же освящает Его (Сына)? Поэтому, распрощавшись с их словоизвержениями, мы будем исповедовать, что Сын свят по природе, как, несомненно, и Сам Отец. Но мы говорим, что Он был освящен по плоти тогда, когда говорится, что Он опустошился, назвавшись человеком, для которого освящение возможно по причастию от Бога, а не по собственной природе. И нет ничего удивительного в том, если Слово, будучи Богом, присваивает Себе свойства человечества, по добротолюбию и домостроительству. Ведь Возжелавший всецело претерпеть опустошение, конечно, как мог бы Он избежать его последствий? Следовательно, с одной стороны, если думают, что Слово, (происходящее) от Бога Отца, (существует) Само по Себе, то Оно не нуждается ни в каком благе, и мы говорим, что Святой Дух есть Его собственный. С другой стороны, как я говорил, поскольку Оно стало плотью, Оно

Само помазывает Свой храм собственным Духом, ибо Отец не делает то, что Он хочет совершить в Израиле, ни через кого другого, как только единственного Сына. Следовательно, говорится, что Он получил Духа домостроительно как человек. «Ибо, – говорит он, – Иисуса из Назарета, помазал Его Бог Духом Святым и силою», и, как Бог, Он дарует (Его) достойным Его принять. В самом деле, Он вдунул (Его) в святых апостолов, говоря: «Примите Духа Святого». И также божественный Петр обращался к собраниям иудеев о Нем: «Поэтому, быв вознесен десницей Бога и получив от Отца обетование Духа, Он излил Того, Кого вы видите и слышите». Ты слышишь в этих (словах), и очень ясно, Он был возвышен десницей Бога, что Он получил

С. 380

и вместе с тем даровал Духа, и ясно, что Он был возвышен после того, как Он уничижил Себя. Ибо подобно тому, как Он ниспослал Себя в это (состояние) добровольно, подобным образом Он Сам возвышает Себя вновь, даже с плотью, будучи Рукой Отца, через Которую Он совершает все подобающим Богу образом. Итак, Он возвышен через Самого Себя, по воле Отца, когда, разорвав узы смерти и сказав нижним духам «Изыдите», воссел справа от Отца.

Итак, Сын по природе был помазан елеем радости, когда и Отец был назван Богом Его, ставшего, как мы. Но ни в коем случае не странно говорить это, ведь Он негде говорил святым апостолам: «Я иду к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Итак знай ясно, что Он говорил, что Его собственный Отец был Его Богом по причине (Своего) человечества. И, поскольку мы призваны через Него к усыновлению, Он назвался братом слугам по природе, даровал нам (в качестве) Отца Своего (Отца). Но, подобно тому, как мы, даже если мы названы сынами Отца, суть, конечно же, люди, и мы познали благодать Почтившего (нас), подобно этому Сын и Господь по природе, хотя Он и признал, из-за плоти и подобия нам, Отца как Своего Бога, однако

Он не лишился (Своего) бытия тем, что Он есть, и мы также познаем (эти) слова, подобающие (Его) домостроительству с плотью. Итак, как же говорится, что Он помазан (преимущественно) перед Своими соучастниками? Давайте, скажем, что это возможно. Мы помазаны Святым Духом, но наше (состояние) отлично по природе настолько, насколько, можно полагать, природа Божества (отлична) от всякого сотворенного. Но Слово Божие, ставшее человеком из-за нас, помазывает Свой собственный храм Своим собственным Духом, не совершая частичное действие, и, конечно, не давая некий залог, как (это совершается) для нас, но скорее наполняя (храм) освящением и Своей силой и славой. И поэтому Он говорил:

«За них Я освящаю Себя, чтобы и они были освящены в истине».

С. 381

Примечания
1*  Пс.44:8; Евр. 1:9.
2*  Ср. Ин. 20:17.
3*  Ср. Деян. 10:38.
4*  Ср. Исх. 63:9.
5*  Ср. Евр.1:3ab.
6*  Т. е. последствий Своего опустошения (кенозиса).
7*  Деян.10:38.
8*  Ин.20:22.
9*  Деян.2:33.
10*  Ис.49:9.
11*  Ин.20:17.
12*  Ин.17:19.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист