Память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской
Свт. Василий Великий родился в 329 г. в Кесарии Каппадокийской, в богатой и благородной семье, которая дала Церкви, словно многоценные жемчужины, целую плеяду святых. Один из предков св. Василия по материнской линии стяжал мученический венец. Дед с бабкой по отцовской линии исповедовали Христа во время преследований христиан императором Максимином Дайей. Они вынуждены были скрываться в Понтийских горах, где провели семь лет (306–313) и где дикие звери чудесным образом приносили им еду. Родители св. Василия, св. Василий Старший и св. Емилия, прославились добродетелями, попечением о бедных и тем, что направили своих десятерых детей на путь святости. Сестра св. Василия, св. Макрина, прозванная Любомудрой [19 ил.], была настоящей духовной главой семьи и воодушевила на монашескую жизнь мать и братьев: св. Навкратия, свт. Григория, будущего еп. Нисского [10 ян.], и свт. Петра, будущего еп. Севастийского [9 ян.].
Св. Василий провел детство в Неокесарии Понтийской, где воспринял основы православной веры от матери и бабки, св. Макрины Старшей, ученицы св. Григория Чудотворца [19 н.]. Под руководством отца, известного учителя риторики, он быстро продвинулся в изучении светских наук, сочетая это с возрастанием в добродетели. По смерти отца Василий продолжил образование у лучших учителей в самых крупных культурных центрах той поры: в Кесарии Палестинской, затем в Константинополе и, наконец, в Афинах – древней столице науки и красноречия. В этом городе Василий приобрел известность еще до своего появления там благодаря Григорию Богослову, с которым он познакомился в Каппадокии.
Их дружба, поначалу обычная и мирская, переросла со временем в совершенно святую и духовную, когда они оба осознали, что живут лишь ради Бога и стяжания Небесных благ. Они были связаны делами милосердия, их многое объединяло: жилище, невзыскательная пища, отвращение к распущенному образу жизни своих ровесников, неутолимая жажда наук и мудрости, смелые интеллектуальные поиски, любовь к красноречию и в особенности святое соперничество на пути к совершенству и добродетели с надеждой на будущее – все это настолько их сближало, что можно было подумать, будто у них одна душа в двух телах, несмотря на весьма различные характеры.
Василий имел неколебимую душу, энергичный и решительный ум, интересовался всеми науками и показывал в них блестящие успехи: ему были одинаково подвластны философия, грамматика, логика, риторика, математика, астрономия и даже такие практические занятия, как медицина. Там, где проповедь ап. Павла была высокомерно отвергнута гордыми софистами, Василий с Григорием сумели прославить крестные страдания Спасителя, применяя то же оружие, что и светская мудрость. В результате Василий заслужил такое уважение, что, когда его обучение подошло к концу, товарищи по учебе пожелали, чтобы он остался с ними в качестве учителя. Но тот, стремясь душой к новым горизонтам, покинул город и вместе с ним эллинскую культуру, оставив им на некоторое время Григория, наподобие заложника.