Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Обрезание по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Через восемь дней после рождения Спасителя родители принесли Его для совершения обрезания (Лк. 2:21). Оно было заповедано Богом Аврааму. Тогда же Господь обещал заключить вечный завет с потомством Авраама: Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя... Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола... (Быт. 17:10–12). Господь по безмерному состраданию и безграничной любви к людям добровольно облекся в Им же созданную человеческую природу. Причем воспринял плоть в ее падшем и тленном состоянии, Сам при этом оставаясь абсолютно безгрешным.

Отсечение маленького кусочка кожи символизирует смертность грешных людей и свидетельствует о завете с Богом, чистым и безгрешным. Сам Бог и Податель Закона согласился принять этот знак завета, Им установленного. Придя на землю, Христос смиренно исполнял все предписания Закона, показывая тем самым, что неясные символы Ветхого Завета находят в Нем свое объяснение. Несколько капель крови, пролитых Им в этот день, являются предварением крови, которую Он прольет на Кресте, чтобы омыть грехи мира и избавить нас от проклятия. Вот почему вместе с обрезанием Спасителя мы вспоминаем и все таинство нашего искупления.

Через обрезание Второго Адама был положен конец ветхозаветному телесному обрезанию, и через Его кровь получил начало Новый подлинный Завет, отмеченный обрезанием духовным. Христианское крещение является этим подлинным духовным обрезанием, знаком причастности к новому народу. Это происходит уже не через отсечение частицы мертвой кожи, а через избавление от самой смерти посредством приобщения к животворящим смерти и Воскресению Господа. По этой причине апостол Павел и другие апостолы усердно выступали против тех, кто принуждал язычников, принимающих христианство, совершать обрезание (Деян. 15:5–30; 1 Кор. 7:18–19; Гал.2:6;6:15). В Нем (во Христе), – говорит ап. Павел, – вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным... обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2:11–12). Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5:6). Положив предел ветхозаветному установлению Своим собственным обрезанием, Христос призывает нас тем самым к обрезанию сердца, к духовному обновлению, возвещенному Им через пророков (Иер. 4:4; Рим. 2:25–29).

Точно так же, в виде пророчества, Бог повелел Аврааму совершать обрезание плоти по истечении первых семи дней жизни младенца, которые символизируют исполнение времен (Быт. 1). Таким образом, на восьмой день совершился переход от тленного мира к жизни вечной. Это нам было открыто в Воскресении Господа в «восьмой» день недели, который есть также первый и единственный день жизни бесконечной и непреложной. Будучи обрезан на восьмой день по рождении, Христос таким образом пророчествовал нам о Своем будущем Воскресении и нашем будущем избавлении от смерти.

Примечания
1* По толкованию святых отцов, христианское воскресенье является одновременно и восьмым и первым днем седмицы: восьмым – как выход за пределы времени, первым – как вводящим в вечность, где нет ни чередования дня и ночи, ни сменяющих друг друга дней. Эти два символических толкования широко представлены в службе Антипасхи – Недели о Фоме. Этим же объясняется и тот факт, что гимнографический цикл о Воскресении Спасителя составлен в соответствии с восемью гласами византийской музыкальной традиции (в Октоихе).