Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие Воспоминание III Вселенского Собора

Авторские жития
Воспоминание святого Третьего Вселенского собора в Ефесе
Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Память двухсот богоносных отцов Третьего Вселенского Собора в Ефесе
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Третий Вселенский Собор, известный также как Ефесский Собор, занимает исключительное место в истории Церкви как триумф православной христологии над лжеучением, посягавшим на саму суть Боговоплощения. События 431 года стали ответом на ересь Несто́рия, возведенного на Константинопольскую кафедру в 428 году.

Несторий, воспитанник Антиохийской богословской школы, принес в столицу учение, строго разделявшее во Христе Божественную и человеческую природы до такой степени, что они представлялись двумя почти отдельными субъектами. Логос (Бог Слово) и человек Иисус, по Несторию, были соединены не ипостасно (личностно), а лишь «по благоволению» или «по обитанию». Логическим следствием этого стало его знаменитое выступление против общепринятого и древнего именования Девы Марии «Богородицей» (Θεοτόκος). Несторий утверждал, что Дева Мария родила лишь человека Иисуса, в котором Логос обитал, «как в храме». Он настаивал на термине «Христородица» (Χριστοτόκος), что подрывало учение о спасении, неразрывно связанное с реальным соединением Бога и человека в Личности Христа.

Тревогу первым забил святитель Кири́лл, архиепископ Александрийский. Обладая глубоким богословским умом и опираясь на александрийскую традицию, Кирилл увидел в учении Нестория угрозу разделения Христа. Он вступил в переписку с Несторием, пытаяся вразумить его, а также обратился к папе Римскому Келестину I. Папа Келестин, рассмотрев учение Нестория на соборе в Риме в 430 году, осудил его и поручил Кириллу действовать от его имени.

Святитель Кирилл на своем соборе в Александрии в том же году сформулировал знаменитые «Двенадцать глав» (или «Анафематизмов») – богословских положений, детально опровергавших несторианство и утверждавших ипостасное единство Христа. Эти анафематизмы стали знаменем православной стороны.

Император Феодосий II Младший, надеясь примирить стороны, издал указ о созыве Вселенского Собора в Ефесе на Пятидесятницу 431 года. На Собор съехалось около 200 епископов. Святитель Кирилл прибыл с 50 епископами из Египта. Сам Несторий прибыл в Ефес с вооруженной охраной. Ожидалось прибытие римских легатов и епископов «Востока» во главе с патриархом Иоанном Антиохийским.

Собор начался с задержкой. Иоанн Антиохийский и его епископы (многие из которых симпатизировали Несторию) не прибывали. После 16-дневного ожидания, святитель Кирилл, имея поддержку местного епископа Мемно́на Ефесского и подавляющего большинства собравшихся отцов, решил открыть Собор 22 июня 431 года, несмотря на протесты императорского представителя.

Первое же заседание, проходившее в базилике Девы Марии, было посвящено учению Нестория. Были зачитаны Символ веры Никейского собора, послания Кирилла и Нестория, а также выдержки из творений святых отцов, подтверждавшие термин «Богородица». Несторий, трижды вызванный на Собор, не явился. Отцы Собора, убедившись в его еретических взглядах и отказе покаяться, в тот же день вынесли определение: «Господь наш Иисус Христос, на Которого он (Несторий) изрыгнул хулы, определяет через сей святейший Собор лишить его (Нестория) епископского сана и всякого священнического достоинства».

Через несколько дней в Ефес наконец прибыл патриарх Иоанн Антиохийский со своими епископами. Узнав о низложении Нестория, они не присоединились к Собору святителя Кирилла, а немедленно собрали свой собственный «соборчик» (conciliabulum), на котором объявили о низложении святителя Кирилла и епископа Мемнона Ефесского.

В Церкви возникла трагическая ситуация раскола. В этот момент (в начале июля) прибыли легаты папы Келестина. Они присоединились к Собору святителя Кирилла, ознакомились с протоколами первого заседания и полностью подтвердили низложение Нестория, заявив о согласии Римской Церкви с решениями Собора.

Император Феодосий II поначалу колебался и даже утвердил низложение всех троих: Нестория, Кирилла и Мемнона. Однако, благодаря стойкости православных отцов и народному возмущению в Константинополе, император в конце концов разобрался в ситуации. Он утвердил низложение одного Нестория, отправив его в ссылку, где тот и умер. Святитель Кирилл и Мемнон были восстановлены на своих кафедрах.

Хотя Собор завершился, раскол с «восточными» епископами продолжался еще два года. Примирение было достигнуто в 433 году, когда был подписан «Согласительный Томос» (Formula of Reunion). Иоанн Антиохийский и восточные отцы согласились с осуждением Нестория и исповеданием Девы Марии как Богородицы, а святитель Кирилл принял их более умеренную христологическую формулу. Так III Вселенский Собор окончательно утвердил православное учение о Личности Иисуса Христа, сохранив чистоту веры для всех последующих поколений.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист