Воспоминание III Вселенского Собора (431)
Авторские жития
Созыв Третьего Вселенского Собора в 431 году в Ефесе стал кульминацией богословского противостояния, вызванного ересью Несто́рия, патриарха Константинопольского. Этот спор касался самого сердца христианской веры – тайны Боговоплощения.
Несторий, ученик Антиохийской богословской школы, проводил слишком резкую грань между Божественной и человеческой природами во Христе, фактически разделяя Его на две отдельные личности. Он учил, что Сын Божий (Логос) лишь обитал в человеке Иисусе, подобно тому как Бог обитает в святых. Из этого следовал главный камень преткновения: Несторий запрещал называть Деву Марию «Богородицей» (Theotokos), утверждая, что Она родила лишь человека Иисуса, с которым позже соединился Бог. Он предлагал именовать Ее «Человекородицей» или, в лучшем случае, «Христородицей».
Главным защитником православия выступил святитель Кири́лл, архиепископ Александрийский. Он, опираясь на учение святителя Афанасия Великого, отстаивал учение о единстве Личности (Ипостаси) Христа. Святитель Кирилл учил, что Тот же Самый, Кто вечно рождается от Отца как Бог, в последние времена родился от Девы как человек. Поэтому Дева Мария по праву именуется Богородицей, ибо Она родила по плоти Единого Сына Божиего.
Святитель Кирилл составил «Двенадцать анафемати́змов» – кратких положений, осуждающих несторианские заблуждения. Римский папа Келестин I также осудил учение Нестория. Император Феодосий II Младший, видя смятение в Церкви, созвал Вселенский Собор.
Собор в Ефесе проходил в напряженной обстановке. Святитель Кирилл, прибывший с египетскими епископами, открыл заседания, не дождавшись епископов Антиохийской Церкви во главе с Иоанном, которые симпатизировали Несторию. Отцы Собора, рассмотрев учение Нестория и «Двенадцать анафематизмов» святителя Кирилла, осудили ересь и низложили Нестория. Они торжественно провозгласили догмат о Богородице и единстве Личности Христа.
Хотя вскоре прибывшие епископы «Востока» во главе с Иоанном Антиохийским провели свой «альтернативный» собор, осудив Кирилла, в конечном итоге, благодаря твердости православных и вмешательству императора, решения Ефесского Собора были утверждены. Несторий был отправлен в ссылку, а догмат о Богородице стал непреложной истиной Кафолической Церкви.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке