Житие вмч. Бидзины, мчч. Шалвы и Элизбара, князей Ксанских
Подвиг святых великомученика Бидзи́ны Чолокашвили и мучеников Ша́лвы и Элизба́ра, князей Ксанских, относится к трагическому и славному периоду истории Грузинской Церкви – середине XVII столетия. В это время Восточная Грузия (Картли-Кахетинское царство) находилась в вассальной зависимости от Персидской шиитской империи Сефеви́дов. Персидский шах Аббас II (1642–1666) задался целью окончательно покорить Грузию, искоренив ее православную идентичность.
Шах разработал бесчеловечный план: полностью очистить Кахетию, одну из самых плодородных и стратегически важных областей Грузии, от коренного христианского населения. Грузин планировалось переселить вглубь Персии (как это уже делал Аббас I), а на их место поселить до 80 000 семей (юрт) кочевых туркменских племен кызылбашей. Это была не просто смена населения, а целенаправленное уничтожение христианского оплота на Кавказе. Кызылбаши немедленно приступили к исполнению плана: они начали возводить крепости в Кахетии, грабить население, осквернять храмы и монастыри.
Над Грузинской Церковью нависла смертельная угроза. Видя неизбежность гибели, кахетинская знать, духовенство и простой народ решили восстать. Во главе этого восстания (известного в истории как Бахтрио́нское восстание 1659 года) встали трое доблестных и благочестивых аристократов. Первым был князь Бидзина Чолокашвили, происходивший из знатного кахетинского рода, известный своей мудростью и воинской отвагой. Вторым и третьим были двоюродные братья, эристави (правители) Ксанского ущелья, – Шалва и Элизбар. Они славились не только храбростью, но и глубокой верой и щедростью к Церкви.
Заручившись поддержкой других грузинских вельмож (в том числе Заала, эристави Арагвского, и даже некоторых вельмож из Картли), князья тайно разработали план одновременного нападения на главные крепости кызылбашей – Бахтриони и Алаверди. В назначенный день, после усердной молитвы, объединенные отряды грузин, ведомые святыми князьями, атаковали врага. Битва была ожесточенной. Князь Бидзина лично возглавил штурм, воодушевляя воинов. Помощь братьям оказал также их сподвижник, святой Католикос-Патриарх Евдемон. Благодаря самоотверженности воинов персидские гарнизоны были полностью уничтожены. Восстание охватило всю Кахетию, и в короткий срок земля была очищена от захватчиков. План шаха Аббаса II по искоренению Православия в Кахетии потерпел сокрушительный провал.
Победа была великой, но и последствия ее были тяжелы. Шах был в ярости. Он потребовал от своего вассала, царя Картли Вахтанга V (который правил под именем Шах-Наваз-хан и вынужденно принял ислам), немедленно найти и наказать вождей восстания. Вахтанг V оказался в сложнейшем положении: он тайно сочувствовал восставшим, но открытое неповиновение шаху грозило полным разорением уже Картли. Шах угрожал отправить на Грузию карательную экспедицию.
Чтобы спасти свою страну от нового кровопролития, святые Бидзина, Шалва и Элизбар приняли решение добровольно принести себя в жертву. Они явились в Тбилиси к царю Вахтангу, который, чтя их подвиг, но будучи не в силах их защитить, был вынужден арестовать их и отправить в Исфахан, столицу Персии. Вместе с ними был отправлен и эристав Арагвский Заал, который, однако, по дороге был тайно убит по приказу Вахтанга (по другим сведениям, откупился), опасавшегося его усиления.
Когда князей доставили к шаху Аббасу II, тот пришел в ярость, увидев «виновников» срыва своего плана. Однако, зная их знатность и влияние, он решил не просто казнить их, но заставить отречься от веры. Им были предложены несметные богатства, высокие посты при дворе и полная милость шаха в обмен на одно – принятие ислама. Святые мученики с негодованием отвергли это предложение. Они смело исповедали себя христианами и заявили шаху, что никакие земные блага и даже угроза смерти не заставят их отречься от Господа Иисуса Христа, Которому они служили всю жизнь.
Разгневанный шах приказал подвергнуть их жесточайшим пыткам. Сначала их бросили в темницу, где морили голодом и жаждой. Затем их вывели на площадь и начали истязать на глазах у толпы. Святого Бидзину, как главного вождя, пытали с особой жестокостью. Его тело строгали ножами, жгли каленым железом. Мученик переносил страдания с молитвой и укорял мучителей в их безбожии. Видя, что его дух не сломлен, палачи по приказу шаха обезглавили его. Так святой великомученик Бидзина предал свою душу Господу.
После этого мучители обратились к Шалве и Элизбару. Им вновь предложили отречься, указав на обезглавленное тело их соратника. Но святые князья лишь укрепились в своем решении пострадать за Христа. Тогда начались их мучения. По приказу шаха, палачи отсекали им пальцы на руках и ногах, затем суставы, жгли их раны кипящим маслом и смолой. Но святые мученики, молясь друг за друга и прославляя Бога, не издали ни единого стона. Наконец, видя, что даже изувеченные, они остаются живы и тверды в вере, шах приказал разрубить их на части. Это произошло 18 сентября (по старому стилю) 1661 года.
Их честные останки были сброшены в яму. Спустя некоторое время христиане, жившие в Исфахане, смогли тайно выкупить или забрать святые мощи и переправить их на родину. Мощи святого Бидзины были положены в Икортском монастыре, а мощи Шалвы и Элизбара, по разным сведениям, упокоены в Бодбийском монастыре или в Ксанской крепости. Грузинская Православная Церковь, спасенная их подвигом, причислила благоверных князей к лику святых. Их жертва не позволила исламу поглотить Кахетию и сохранила Православие для будущих поколений.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке