Вмч. Бидзина, мч. Шалва и мч. Элизбар, князья Ксанские
Святые благоверные князья-мученики Бидзи́на Чолокашвили, Ша́лва Ксанский и Элизба́р Ксанский (Эристави) явили свой подвиг в середине XVII века, в тяжелейший период для Грузинской Православной Церкви. В то время Восточная Грузия (Кахетинское царство) находилась под гнетом Персидской империи. Персидский шах Аббас II (1642–1666) задумал бесчеловечный план: полностью истребить или выселить коренное христианское население Кахетии, а опустевшие земли заселить кочевыми племенами туркмен-кызылбашей. Это означало бы полное уничтожение Православия в этом древнем крае.
Для осуществления этого плана в Грузию были отправлены огромные отряды кызылбашей, которые начали строить крепости и угнетать местное население. Видя неминуемую гибель своего народа и веры, грузинская знать решила поднять восстание. Главными вождями этого освободительного движения стали князь Бидзина Чолокашвили, прославленный полководец, и двоюродные братья – Шалва и Элизбар, эристави (правители) Ксанские.
В 1659 году, тщательно подготовившись и испросив Божьего благословения, объединенные грузинские силы под предводительством трех князей внезапно атаковали вражеские гарнизоны. Восстание охватило всю Кахетию. Несмотря на численное превосходство врага, грузины, воодушевленные защитой своих святынь, одержали победу. Крепости кызылбашей были разрушены, а их войска изгнаны из Кахетии. План шаха по уничтожению христианской области провалился.
Однако шаху стало известно, кто возглавлял восстание. Царь Картли Вахтанг V, формально принявший ислам и бывший вассалом Персии, был вынужден выдать героев. Бидзина, Шалва и Элизбар добровольно явились к нему, чтобы предотвратить новое карательное вторжение персов в Грузию. Их заковали в цепи и отправили в Иран, в город Исфахан.
При дворе шаха им предложили выбор: принять ислам, сохранив при этом не только жизнь, но и свои владения и высокое положение, или умереть в страшных муках. Святые князья единодушно отвергли предложение отступничества. Они заявили, что их земная жизнь и почести ничего не значат по сравнению с верностью Христу. Их бросили в темницу, где долгое время морили голодом и подвергали издевательствам. Но ничто не могло сломить их веру.
Видя их непреклонность, шах приказал предать их пыткам. Первым пытали святого Бидзину. Его били, терзали тело, но он лишь молился. Наконец, ему отсекли голову. Святых Шалву и Элизбара подвергли еще более изощренным мучениям: им отсекали части тела, жгли раскаленным железом, требуя отречения. Но мученики, укрепляемые Господом, оставались тверды до конца. Окровавленные, они были живьем разрублены на части в 1661 году. Их святые мощи были выкуплены христианами и со временем перевезены в Грузию, где и поныне почитаются как источник исцелений.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке