Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Святи́тель Васи́лий Ка́лика (Кале́ка, Кале́йка), Архиепископ Но́вгородский и Пско́вский, – выдающийся церковный и государственный деятель Руси XIV века, чье служение пришлось на один из самых сложных периодов в истории Но́вгородской республики и взаимоотношений между русскими княжествами.

О мирской жизни святи́теля сохранилось мало сведений. Достоверно известно, что до своего избрания на архиепископскую кафедру он был паломником и совершил долгое путешествие на Восток, посетив Святы́е места. Именно это путешествие, вероятно, и послужило причиной его прозвища «Ка́лика» – странник, паломник. В древнерусской традиции это слово обозначало того, кто носит паломническую суму («ка́лику»). Его глубокая духовная опытность, полученная в странствиях, подготовила его к высокому служению.

В 1330 году, после кончины архиепископа Моисе́я, Васи́лий был избран Но́вгородским вечем на влады́чный престол. Однако утверждение в сане было сопряжено с трудностями. В то время митрополи́т всея Руси Феогно́ст находился в Киеве или на Волы́ни, в пределах Лито́вского княжества. Во время следования к митрополи́ту и на обратном пути в Но́вгород святитель Васи́лий и его спутники подверглись нападению и грабежу. В районе Черни́гова на них напал Киевский князь Фёдор с орды́нскими баска́ками, взяв большой откуп и захватив протодьякона Ратсла́ва. При этом нападении святитель был вынужден заключить соглашение о принятии в Но́вгород на службу Лито́вского князя Гле́ба (Нариму́нта) Гедими́новича, что стало первым случаем, когда Но́вгород принял князя не из рода Рю́риковичей, хотя и под принуждением. Этот эпизод ярко иллюстрирует политическое давление, с которым приходилось сталкиваться новоизбранному архипастырю.

Архиепископ Васи́лий вступил в управление епа́рхией в эпоху нарастающей напряженности между Но́вгородом и Москвой. Московский князь Иоа́нн Дани́лович Калита́ всячески стремился ограничить политическую и экономическую независимость Но́вгорода. Архиепископ Васи́лий стал главным ходатаем и защитником Но́вгородских вольностей, не раз отправляясь на переговоры с Москвой, пытаясь смягчить гнев великого князя и предотвратить военные столкновения. В 1340 году он ездил в Москву для переговоров с преемником Калиты́ – Симео́ном Гордым.

Одним из ключевых моментов его архипастырства стало разрешение вопроса о Пско́вской кафедре. Пско́в, сохраняя формальную зависимость от Но́вгорода, всё больше стремился к автономии. Псковичи в 1331 году избрали своего епископа Арсе́ния и отправили его к митрополи́ту Феогно́сту для утверждения. Митрополи́т, осознавая угрозу каноническому единству, не утвердил Арсе́ния, но подтвердил власть архиепископа Васи́лия над Пско́вом. Мудрая позиция святителя Васи́лия, избегавшего излишнего давления и стремившегося к миру, позволила сохранить Пско́в в составе Но́вгородской епа́рхии до конца его жизни. Его миротворческая миссия во Пско́в в 1347 году, направленная на примирение князя Алекса́ндра Миха́йловича с народом, подтверждает его роль как пастыря и миротворца.

Деятельность и духовное наследие

Святи́тель Васи́лий проявил себя как усердный храмостроитель. В 1340 году он воздвиг в Но́вгородском детинце каменную церковь во имя святых Бори́са и Гле́ба, заменив ею сгоревшую деревянную. Он также заботился о благолепии Но́вгородского Софи́йского собора, в котором служил. Заботы о церковном убранстве и строительстве свидетельствовали о его ревности по вере.

Особо важное место в его наследии занимает его литературный труд – «Посла́ние о рае». Это богословское сочинение, написанное в форме полемического письма к Тверско́му епископу Фео́дору. Полемика касалась вопроса о местонахождении рая: святитель Васи́лий отстаивал представление о рае как о духовном, нематериальном месте, в то время как его оппонент придерживался более буквального, земного понимания. Этот труд является ценнейшим памятником древнерусской богословской мысли, демонстрирующим эрудицию и глубокое духовное разумение архиепископа.

Святи́тель Васи́лий Ка́лика мирно преставился ко Господу 3 июля 1352 года. Он был погребен в Мартириевской паперти Но́вгородского Софи́йского собора. Его честные мощи стали источником почитания, и он был канонизирован Русской Православной Церковью, память его совершается в день его преставления, а также в Соборе Но́вгородских святых.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист