Житие
Святитель Симео́н, архиепископ Великого Новгорода, просиял своими подвигами в XV веке, в эпоху, когда Русь ещё только преодолевала последствия ига и укрепляла своё церковное и государственное единство. О происхождении и мирском имени святого достоверных сведений не сохранилось. Его житие начинается с описания его монашеских трудов.
Будучи ревностным исполнителем заповедей Христовых, он возлюбил иноческое житие и искал уединения для молитвы. Местом его подвигов стало урочище Вяжи́щи, расположенное в 12 верстах от Новгорода. Здесь, по благословению Божию, он основал мужской монастырь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Святой Симеон стал его первым строителем и игуменом. Его трудами и молитвами обитель быстро выросла. Он собрал братию, ввёл строгий общежительный устав (киновию) и был для иноков живым примером смирения, трудолюбия и молитвенного горения. Вяжищский монастырь стал одним из духовных центров Новгородской земли.
В 1415 году (по другим данным, в 1416) преставился архиепископ Новгородский Иоанн II. По древнему новгородскому обычаю, выбор нового архипастыря принадлежал народу, который выражал свою волю через ве́че. Были брошены жребии трех кандидатов, и Промыслом Божиим жребий трижды указал на игумена Симеона из Вяжищской обители. Несмотря на свое смирение и нежелание оставлять уединенный монастырь, Симеон подчинился воле Божией и выбору народа.
В то время отношения между Новгородом, дорожившим своей «вольностью», и Москвой, укреплявшей свой статус центра русских земель, были напряженными. Это касалось и церковной жизни. Новгородцы ранее поставляли своих архиепископов с ведома митрополита, но иногда пытались утвердить свою независимость. Однако святой Симеон, будучи мудрым пастырем и сторонником церковного единства, принял решение отправиться в Москву для получения канонического рукоположения (хиротонии́) от первосвятителя Русской Церкви.
Он прибыл в Москву к Митрополиту Киевскому и всея Руси Фотию, греку по происхождению, который в то время находился в Москве. 26 ноября 1416 года (по некоторым источникам, в 1418 году, что менее вероятно) в Москве состоялась хиротония игумена Симеона во архиепископа Новгородского. Этот акт имел огромное значение, подтвердив каноническую юрисдикцию Московского митрополита над обширной Новгородской епархией и послужив делу объединения Русской Церкви.
Вернувшись на свою кафедру, святитель Симеон приступил к архипастырским трудам. Его служение было отмечено кротостью, нестяжательностью и особой заботой о мире. Он часто выступал миротворцем во внутренних новгородских распрях, призывая народ к покаянию и братолюбию. Он неустанно заботился о благолепии храмов Божиих. Летописи сообщают, что он освятил каменную церковь во имя Святой Троицы в Клопском монастыре, где в то время подвизался другой великий святой – Михаил Клопский.
Особой заботой святителя оставалась его родная Вяжищская обитель. Он желал видеть ее благоустроенной. Незадолго до своей кончины он заложил в монастыре каменную церковь во имя Святителя Николая, однако завершить строительство ему не было суждено; храм был достроен уже после его смерти. Также святитель Симеон повелел возвести в Новгородском Детинце (Кремле) каменную церковь Входа Господня в Иерусалим на месте сгоревшей деревянной, однако и это строительство завершилось уже при его преемниках.
Земной путь святителя Симеона был недолгим. Он управлял Новгородской паствой около пяти лет. 15 июня 1421 года (по старому стилю) он мирно преставился ко Господу. Новгородцы с великой скорбью провожали своего архипастыря. Его честно́е тело было погребено в кафедральном Софийском соборе, в южной его части, в притворе святого Иоанна Предтечи, известном также как Мартирьевская паперть. Это место традиционно служило усыпальницей новгородских владык.
Вскоре после кончины Господь прославил Своего угодника. У гробницы святителя стали совершаться исцеления. Почитание его как святого началось в Новгороде. Позднее, 10 апреля 1618 года (по другим источникам, в 1439 году, что маловероятно, но указывает на раннее обретение), были обретены его нетленные мощи, о чем свидетельствовали летописи. Общецерковное прославление святителя Симеона, по всей видимости, состоялось на Московском Макарьевском соборе 1549 года, который канонизировал многих русских святых. Мощи святителя почивали открыто в Софийском соборе, являясь источником благодатной помощи для верующих.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке