Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие

Авторские жития святого
Память св. Серапиона, епископа Владимирского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святитель Серапио́н, епископ Владимирский, является одной из ключевых фигур Русской Церкви периода монгольского ига. Точная дата и место его рождения неизвестны, но его духовная биография неразрывно связана с Киево-Пече́рским монастырем. Он был очевидцем падения Киева в 1240 году, видел разрушение Десятинной церкви и Великой церкви Печерской. Эти трагические картины легли в основу его эсхатологического восприятия истории. Долгое время (предположительно с 1249 года) он являлся архимандритом Печерским, сохраняя традиции монашеского делания в разоренной Южной Руси.

Исторический поворот в его жизни произошел в 1274 году. Митрополит Кири́лл III, стремясь укрепить церковную жизнь в Северо-Восточной Руси, рукоположил Серапиона во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского. Хиротония состоялась в кафедральном Успенском соборе Владимира. Сразу после поставления святитель принял деятельное участие в Церковном Соборе 1274 года, утвердившем новые канонические правила.

Литературное и богословское наследие святителя Серапиона уникально. До нас дошло пять его поучений. Основная тема его проповедей — осмысление национальной катастрофы. В «Слове о маловерии» и других трудах он формулирует мысль, что нашествие иноплеменников, голод и мор — это вразумление Божие, призванное обратить народ к покаянию. «Или не пленена была земля наша? Не взяты ли были города наши? Давно ли пали отцы и братья наши трупами на землю?», — вопрошал святитель, призывая паству прекратить грабежи и неправедные суды.

Особое место в его деятельности занимала борьба с языческими пережитками. В «Поучении о том, что не подобает веровать басням» святитель Серапио́н с позиций христианского милосердия обличал жестокие народные суеверия, в частности, обвинения невинных людей в колдовстве, якобы вызывающем неурожаи. Он доказывал, что беды происходят от грехов, а не от «волхвования».

Святитель управлял епархией чуть более года. Он преставился 12 июля 1275 года. Погребение было совершено в Успе́нском соборе Владимира. Местное почитание святителя началось вскоре после его кончины, чему способствовала нетленность его мощей. Официальное общецерковное прославление закреплено включением его имени в Соборы Владимирских и Киевских святых.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист