Житие свт. Петра Могилы, митр. Киевского
Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, является одной из ключевых фигур в истории Православной Церкви XVII столетия. Его трудами было остановлено наступление унии, возрождена богословская наука и восстановлены древние киевские святыни.
Происхождение и ранние годы
Петр родился 31 декабря 1596 года в Сучаве (ныне Румыния) в семье молдавского господаря Симеона Могилы и венгерской княжны Маргариты. Род Могил отличался глубоким благочестием и покровительством Церкви. После трагической гибели отца в 1607 году семья нашла убежище в Западной Украине. Образование будущий святитель получил в школе Львовского братства, а затем продолжил его в европейских университетах (предположительно, в Сорбонне или иезуитских коллегиях Польши), где в совершенстве изучил латынь, греческий, польский языки и античную литературу.
Как представитель знатного рода, он поступил на военную службу и участвовал в Цецорской и Хотинской битвах. Однако светская карьера не прельщала молодого князя. Под влиянием киевского митрополита Иова (Борецкого) он начал часто посещать Киев и в 1625 году принял монашество в Киево-Печерской Лавре.
Архимандрития и просветительская деятельность
В 1627 году, после кончины знаменитого Захарии (Копыстенского), братия Лавры избрала Петра своим архимандритом. Это избрание укрепило позиции монастыря, так как Петр имел обширные связи при королевском дворе. Главной целью архимандрита Петра стало создание высшей богословской школы по западному образцу, но с православным духом. В 1631 году он открыл школу при Лавре, набрав учителей, получивших образование за границей. В 1632 году, преодолев сопротивление консервативных кругов, он объединил свою школу с училищем Киевского Богоявленского братства. Так возникла знаменитая Киево-Могилянская коллегия, ставшая первым православным университетом Восточной Европы.
Митрополичье служение
После смерти короля Сигизмунда III в 1632 году наступило «бескоролевье». Петр Могила как делегат от православных участвовал в избирательном сейме, где добился от нового короля Владислава IV подписания «Статей успокоения обывателей греческой веры». Этот документ юридически восстанавливал православную иерархию в Речи Посполитой. В 1633 году во Львове, в церкви Успения Богородицы, экзарх Константинопольского патриарха рукоположил Петра во митрополита Киевского.
Вступив на кафедру, святитель начал масштабную реставрацию киевских святынь. Он отнял у униатов и восстановил Софийский собор, находившийся в плачевном состоянии. Были возобновлены церковь Спаса на Берестове, Выдубицкий монастырь. По его приказу начались раскопки руин Десятинной церкви, в ходе которых был найден саркофаг святого равноапостольного князя Владимира.
Богословские и литургические труды
Митрополит Петр понимал необходимость кодификации православного вероучения в противовес католической и протестантской экспансии. Под его руководством был составлен катехизис — «Православное исповедание веры». Текст был обсужден и принят на Поместном Соборе в Яссах (1642 год), а затем утвержден всеми четырьмя восточными патриархами.
Венец его литургической деятельности — издание в 1646 году «Требника» (Евхоло́гиона). В этом труде святитель систематизировал чинопоследования таинств и обрядов, снабдив их догматическими и пастырскими пояснениями, многие из которых используются в Церкви по сей день. Также он задумывал создание полной версии житий святых и перевода Библии, но не успел завершить эти труды.
Кончина и почитание
За несколько дней до смерти святитель составил завещание, в котором объявил Киево-Могилянскую коллегию единственной наследницей своего имущества. Он мирно скончался 1 января 1647 года. Тело его было погребено в склепе Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Вплоть до уничтожения собора в 1941 году гробница митрополита оставалась местом поклонения верующих.
Другие святые с именем Петр
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке