Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие свт. Марка, архиеп. Ефесского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святителя Марка Евгеника, митрополита Ефесского, исповедника православной веры
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Житие святителя Марка Ефесского являет собой образец мужественного стояния в Истине в одну из самых трагических эпох византийской истории. Родился он в 1392 году в царствующем граде Константинополе и был крещен с именем Мануил. Его отец, диакон и сакелларий Великой Церкви Георгий, и мать Мария принадлежали к знатному роду Евге́ников. После смерти отца воспитанием юноши занимался его дядя-иеромонах. Мануил получил блестящее классическое образование, обучаясь у знаменитого математика и философа Иоанна Хортасме́на, а затем у неоплатоника Георгия Гемиста Плифона. Ему прочили блестящую светскую карьеру, но душа юноши стремилась к иному.

В возрасте 26 лет Мануил раздал имущество нищим и удалился на Принцевы острова, в монастырь на острове Антигона, где принял постриг под руководством старца Симеона. Спустя два года, из-за турецкой угрозы, он вернулся в Константинополь и поселился в знаменитой Манганской обители. Здесь иеромонах Марк погрузился в аскезу и изучение богословия, написав множество трудов, в том числе по литургике и догматике. В 1437 году, ввиду готовящегося Вселенского собора, по воле императора Иоанна VIII Палеолога, Марк был возведен на Ефесскую кафедру, ставшую вакантной.

Главным событием жизни святителя стал Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439). Византийская империя, агонизирующая под ударами османов, искала военной помощи Запада. Ценой этой помощи должно было стать подчинение Православной Церкви Ватикану. Святитель Марк прибыл на собор не как политик, но как богослов, искренне надеясь на устранение схизмы путем возвращения латинян к древним догматам. Однако вскоре стало ясно, что латинская сторона требует лишь капитуляции и принятия своих догматов: о главенстве Папы, о чистилище, об опресноках и, главное, о Filioque.

В ходе изнурительных дебатов святитель Марк в одиночку противостоял лучшим латинским схоластам. Ссылаясь на неискаженные тексты Вселенских Соборов и творения святых Василия Великого, Григория Богослова и других отцов, он доказал необоснованность добавлений к Символу Веры. Его аргументация была столь сильна, что, как пишут историки (в частности, Сиропу́л), латиняне нередко не находили, что ответить по существу, и прибегали к процедурным уловкам или давлению.

Трагедия разыгралась при подписании акта унии 5 июля 1439 года. Греческие иерархи, сломленные морально и материально (их содержание было прекращено папой), подписали документ, признающий римские догматы. Святитель Марк отказался наотрез. «В делах веры не может быть уступок», — заявил он императору. Его отказ лишил унию канонической легитимности, так как он являлся полномочным представителем Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархов.

Возвращение в Константинополь в феврале 1440 года стало триумфом святителя. Народ, узнав о предательстве веры во Флоренции, отвернулся от униатов, приветствуя Марка как нового Моисея и Аарона. Несмотря на крайнее истощение и мучительную болезнь, святитель развернул активную деятельность. Он написал свое знаменитое «Окружное послание против греко-латинян и постановлений Флорентийского собора», которое широко разошлось по всему Востоку. Под давлением проуниатской партии он был вынужден бежать из столицы, намереваясь укрыться на Афоне, но был схвачен на острове Лемнос, где провел в заточении два года, продолжая и оттуда рассылать письма.

Освобожденный в 1442 году, он вернулся в Константинополь и продолжил борьбу. Предчувствуя скорую кончину, святитель призвал к себе учеников и взял клятву с Георгия Схола́рия (будущего патриарха Геннадия) продолжать борьбу с унией. Святитель Марк Ефесский мирно скончался 23 июня 1444 года. Почитание его как святого началось практически сразу после смерти; уже в 1456 году патриарх Геннадий установил его празднование, а официальная канонизация Константинопольским собором состоялась в 1734 году, утвердив его статус как «Столпа Православия».

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист