Житие свт. Макария, митр. Московского
Авторские жития святого
Святитель Макарий занимает исключительное место в истории Русской Православной Церкви как собиратель духовной литературы, просветитель и государственный деятель. Он родился около 1482 года в Москве, в семье, близкой к церковным кругам (возможно, его родители Леонтий и Мария впоследствии также приняли монашество). Мирское имя святителя достоверно неизвестно, однако исследователи предполагают, что его звали Михаилом. С юных лет он поступил в Пафну́тиев́-Боровский монастырь, где его наставником стал старец, строго следовавший заветам преподобного Иосифа Волоцкого. Монастырская библиотека и общение с образованными иноками сформировали в будущем святителе любовь к книжной мудрости и церковной истории.
В феврале 1523 года Макарий был поставлен архимандритом Можайского Лужецкого монастыря, а 4 марта 1526 года — хиротонисан во архиепископа Великого Новгорода и Пскова. Новгородская кафедра в то время требовала мудрого управления и духовного обновления. Владыка Макарий развернул широкую деятельность: он покровительствовал иконописанию, обновлял храмы и содействовал составлению новых летописных сводов. Особой заботой архиепископа была христианизация северных окраин: он благословил и поддержал миссию просветителей Кольского полуострова.
Именно в Новгороде святитель начал титанический труд над Великими Че́тьими-Мине́ями́. Целью этого свода было собрать «все книги четьи», которые находились в Русской земле. Работа над этим многотомным собранием продолжалась более двадцати лет. В него вошли жития святых, патерики, слова и поучения отцов Церкви, расположенные по дням месяцев.
Первосвятительское служение
19 марта 1542 года святитель Макарий был возведен на престол Митрополитов Московских и всея Руси. Это было время политической нестабильности и боярского правления при малолетнем Иване IV. Святитель сумел не только сохранить независимость Церкви, но и стать духовным наставником молодого государя. 16 января 1547 года он совершил в Успенском соборе Кремля первое венчание на царство русского государя, придав власти сакральный характер и возложив на царя ответственность перед Богом за народ.
Огромное значение имели Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов. До этого времени почитание многих святых носило местный характер. Соборы утвердили общецерковное почитание множества русских подвижников, что стало свидетельством духовной зрелости Русской Церкви. В 1551 году при участии святителя прошел Стогла́вый́ Собор, который унифицировал церковные обряды, иконописание и нормы благочестия.
Последние годы и кончина
В годы Ливонской войны святитель поддерживал дух царя и воинства своими посланиями. Несмотря на преклонный возраст и болезни, он не оставлял управления Церковью и литературных трудов (в частности, была составлена «Степенная книга» царского родословия). В конце жизни святитель желал удалиться на покой в Пафнутиев монастырь, но царь Иван Грозный умолил его не оставлять кафедры, сказав, что его молитвы хранят государство.
31 декабря 1563 года, в день отдания праздника Рождества Христова, под звон колоколов святитель Макарий мирно отошел ко Господу. Чин погребения совершил его преемник, будущий митрополит Афанасий. Тело святителя было положено в Успенском соборе Московского Кремля. Канонизация святителя Макария состоялась в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
Другие святые с именем Макарий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке