Память святителя Макария, митрополита Московского
Свт. Макарий родился в 1482 г. в Москве. По смерти отца, который был священником, его мать приняла монашество, а сам он ушел в монастырь прп. Пафнутия Боровского [1м.], известный строгостью устава. Приняв постриг, святой стал вести подвижническую жизнь, при этом обнаружил большой талант иконописца.
Рукоположенный в священника в 1523 г., он был тогда же назначен игуменом Лухтского монастыря. Тремя годами позднее Макарий был хиротонисан в архиепископа Новгородского и Псковского, причем эта епархия на тот момент уже семнадцать лет пребывала без архипастыря. Святой принялся исправлять возникшие там за это время нестроения и направил миссионеров на север новгородских земель, населенных языческими племенами. В числе миссионеров были свв. Трифон Печенгский [15 дек.] и Феодорит Кольский [17 авг.].
В пределах же собственной епархии святитель неустанно боролся с пережитками языческих культов и построил множество новых церквей, из которых сорок – в одном только Новгороде. Собрав настоятелей всех монастырей и скитов Новгородской епархии, он добился принятия ими общежительного устава прпп. Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого, дабы преодолеть проявившуюся тогда в русском монашестве тенденцию к особножительству.
Он много сделал для распространения исправленных книг и предпринял составление «Великих миней четьих» – обширного сборника житий всех святых, разбросанных прежде по многочисленным рукописям. На этот труд ушло целых двенадцать лет. Он поощрял также написание житий местночтимых святых и составление новой новгородской летописи.
Будучи строгим постником, свт. Макарий изнурял себя настолько, что иногда едва имел силы подняться на ноги для занятия пастырскими делами. Смиренный и кроткий во всех обстоятельствах, святитель не делал никаких различий между богатым и бедным, с отеческой любовью заботясь обо всех овцах духовного стада. Так он своими руками предал земле узников, погибших от несчастного случая, и собирал деньги на выкуп пленников из татарской неволи. В радостях и бедах оставаясь с народом, святитель сам возглавлял молебны во времена мора или засухи.
В 1542 г. он был избран митрополитом Московским и всея Руси и пятью годами позднее венчал на царство Beликого князя Ивана Васильевича, будущего Грозного, который относился к владыке с неизменным почтением. В годы своего служения в качестве предстоятеля Русской Церкви святитель прилагал все усилия к тому, чтобы привести в порядок религиозную и культурную жизнь Руси. Он созвал два Собора в Москве в 1547 и 1549 гг., которые официально канонизировали и внесли в Месяцеслов многих русских святых и постановили, что отныне канонизация должна совершаться верховной властью Церкви. Он сам был знаком со многими святыми своей эпохи, присутствовал на погребении св. Василия Блаженного [2 авг.], поставил прп. Макария Римлянина [19 ян.] во главе основанного тем монастыря и поддерживал постоянные отношения с прп. Александром Свирским [30 авг.]. Последний перед смертью поручил митрополиту попечение о своей обители.
Венцом архипастырской деятельности владыки Макария был, без сомнения, Стоглавый Собор 1551 г., на котором были осуждены еретики того времени, определены основные начала христианского воспитания и поведения христианина и утверждены каноны иконописи и других видов церковного искусства.
Ослепнув на один глаз после большого московского пожара 1547 г., святитель немедленно принялся за восстановление пострадавших от огня храмов. Он сам по-прежнему писал иконы, и с его именем связано начало русского книгопечатания. Свт. Макарий организовал крещение татар, направив лучших миссионеров в бывшее Казанское ханство, завоеванное в 1553 г. Первым среди них был свт. Гурий [4 окт.], рукоположенный митрополитом в сан архиепископа Казанского.
Свт. Макарий задолго предсказал надвигающуюся на Русскую землю братоубийственную смуту, но сумел умолить Господа, чтобы эти несчастья не наступили при его жизни. Когда царь попросил митрополита прислать ему духовную книгу, он получил от владыки заупокойную службу. Царь пришел в ярость, а святитель ответил ему, что это воистину наиболее душеполезная из всех книг, ибо тот, кто внимательно будет ее читать, никогда не согрешит.
Заболев, свт. Макарий попросил царя отпустить его в тот монастырь, где он принимал постриг, но монарх не дал ему такого позволения. Владыка почил в Москве 31 декабря 1563 г. Во время его погребения все присутствовавшие могли видеть, как добродетели святителя, явленные им при жизни, просияли теперь на его лице чудесным светом.
Почитание свт. Макария возникло сразу после его кончины. Официальная же канонизация того, кто много послужил прославлению русских святых, состоялась в связи с празднествами в честь Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г.