Житие Обретение мощей свт. Леонтия Ростовского
Авторские жития святого
История Русской Церкви чтит святителя Леонтия как одного из своих столпов, называя его «первопрестольником» ростовским, хотя фактически он был третьим епископом города. По происхождению он был русин, либо, согласно более распространенной версии, грек из Царьграда, прибывший на Русь в свите митрополита. Духовное становление святого прошло в колыбели русского монашества — Киево-Печерском монастыре. Он стал первым пострижеником этой обители, возведенным в архиерейский сан, что положило начало традиции избрания епископов из числа лаврских иноков.
В 40-х или 50-х годах XI века Леонтий прибыл в Ростов. Местное финно-угорское население (меря) и славянские поселенцы пребывали в язычестве. Предшественники Леонтия, грек Феодор и Иларион, не смогли преодолеть сопротивление жрецов и были изгнаны. Святитель Леонтий выбрал путь кротости и терпения. Постоянно пребывая в опасности, он проповедовал Христа, но встретил открытую враждебность старейшин. Изгнанный из града, он не покинул свою паству, а устроил келью и храм святого Михаила Архангела за городской чертой, у ручья Брусница.
Основой его миссионерского делания стало просвещение детей. Он собирал их вокруг себя, кормил вареной пшеницей с медом (традиционное поминальное блюдо, ставшее символом духовной сладости учения) и обучал грамоте. Из этих детей впоследствии выросли пресвитеры и диаконы, составившие клир Ростовской епархии. В житии описан знаменательный эпизод: когда язычники пришли убить епископа, он, облачившись в святительские ризы, с твердостью вышел к ним. Чудесная сила, исходившая от него, повергла нападавших в ужас и привела к их телесному расслаблению. Многие из них, исцелившись по молитве святого, приняли Крещение.
Кончина святителя датируется 1073 или 1077 годом. В летописях сохранились сведения о том, что он был убит язычниками, что позволяет почитать его как священномученика. Его тело было положено в деревянном Успенском соборе. В 1160 году страшный пожар уничтожил храм, и многие полагали, что мощи святого погибли в огне. Однако в 1162 (или 1164) году, при закладке фундамента нового каменного собора князем Андреем Боголюбским, был обнаружен гроб, на котором лежала золотая дощечка с именем епископа. При вскрытии гроба были обретены полностью нетленные мощи и облачение святителя. Это событие сопровождалось множеством исцелений.
Почитание святителя Леонтия быстро распространилось за пределы Ростова. Уже в XII веке его имя упоминается в древних рукописях, а епископ Владимирский Симон в письме к Поликарпу (входит в состав Киево-Печерского Патерика) с гордостью пишет о Леонтии как о печерском иноке. Служба святому была составлена достаточно рано, а канон ему, вероятно, написал преподобный Ефроси́н.
Святитель Леонтий почитается как равноапостольный просветитель Ростово-Суздальской земли. В иконографии он изображается в фелони и омофоре, с Евангелием в руках, часто — с благословляющим жестом. Его подвиг стал фундаментом для утверждения Православия на северо-востоке Руси, подготовив почву для расцвета святости в этом крае в последующие столетия.
Другие святые с именем Леонтий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке