Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Святитель Лео́нтий, епископ Ростовский

Авторские жития святого
Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Великий просветитель Русского Севера, святитель Леонтий, родился в Константино́поле, но всем сердцем возлюбил Русскую землю. Приняв монашество в Киево-Печерской обители под началом преподобного Антония, он стяжал столь высокую добродетель, что стал первым из печерских иноков, рукоположенным во епископа. Ему предстояло нелегкое служение — возглавить Ростовскую кафедру после того, как язычники изгнали его предшественников, епископов Феодора и Илариона.

Ростовская земля в то время была населена племенем меря, которое упорно держалось идолопоклонства. Первое время проповедь святителя встречала лишь враждебность. Неоднократно он подвергался побоям и унижениям, но не отступал. Когда горожане окончательно изгнали его, владыка поселился близ города, у ручья Бру́сница. Здесь он построил деревянный храм и начал свой апостольский подвиг с просвещения молодежи. Привлекая детей лаской и угощением (кутьей), он учил их книжной грамоте и Закону Божию, воспитывая новое поколение христиан.

Кульминацией его служения стало чудо, сокрушившее упорство язычников. Когда разъяренная толпа окружила его жилище с оружием в руках, святитель приказал клирикам облачиться в служебные ризы, взял крест и сам вышел навстречу убийцам. Лицо его сияло небесным светом. Это зрелище так потрясло нападавших, что они пали на землю, утратив способность двигаться и видеть, пока не взмолились о прощении. Этот момент стал переломным в крещении Ростова.

Святитель Леонтий отошел ко Господу не позднее 1077 года. Существуют разночтения в житиях: одни говорят о его мирной кончине, другие — о мученической смерти от рук ожесточенных язычников. Его тело было погребено в Успенском соборе Ростова. Обретение его нетленных мощей произошло в 1162 году, при копании рвов для нового каменного собора, возводимого благоверным князем Андре́ем Боголюбским. Тогда же началось его повсеместное почитание как равноапостольного святого, просветившего тьму язычества светом Христовым.

Молитвы

Тропарь, глас 4
Святи́телие прему́дрии,/ па́ствы ва́шея учи́телие богопросвеще́ннии,/ ве́ру ева́нгельскую в лю́дех преумно́жившии,/ любве́ Небе́сныя на земли́ достоподража́тельнии о́брази,/ лю́ди страны́ Росто́вския и Яросла́вския приобща́вшии спасе́нию,/ служи́телие вои́стинну Бо́жии/ и соприча́стницы апо́столов досто́йнии яви́лися есте́,/ Лео́нтие священному́чениче, Иса́ие, Игна́тие, Иа́кове, Фео́доре/ и златослове́сниче Росси́йский Дими́трие,/ Христа́ Бо́га моли́те/ о архиере́ех, на престо́ле ва́шем прее́мницех,/ о лю́дех, благоче́стно вас почита́ющих,/ о стране́ на́шей правосла́вней// и о всей Христо́вей Це́ркви.
Тропарь, глас 4
Апо́столом соприча́стник/ и к Бо́гу моле́бник ве́рен,/ доброде́тельми возше́д на Небе́сная,/ и любо́вь возложи́л еси́ к Лю́бящему тя,/ и неве́рныя лю́ди обрати́л еси́ в ве́ру./ Тем ны́не со А́нгелы лику́я,/ предстои́ши Престо́лу сла́вы всех Царя́ Христа́ Бо́га:/ моли́ся, святи́телю Лео́нтие,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Тропарь, глас 4
Апо́стольским преда́нием, истинней ве́ре пропове́дницы,/ и от тьмы к све́ту Богоразу́мия челове́ком наста́вницы,/ и за ны к Бо́гу моле́бницы,/ на Небе́сная любо́вь возложи́сте к Лю́бящему вы./ И ны́не на Небеси́ со А́нгелы и со все́ми святы́ми ликовству́юще/ у Престо́ла сла́вы всех Царя́, Христа́ Бо́га на́шего,/ святи́и чудотво́рцы Лео́нтие, и Иса́ие, и Игна́тие,/ моли́те дарова́ти стране́ на́шей мир,/ на враги́ одоле́ние,/ Це́ркви единомы́слие// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 8
Я́ко во вселе́нней трие́ вели́цыи святи́телие,/ бы́сте вы благоче́стием и доброде́телию наста́вницы Росто́ву/ и, благове́рием прии́мше па́ству, ста́до Христо́во упасо́сте/ и ве́чный поко́й насле́довасте./ Мо́лим вас, святи́и чудотво́рцы,/ пода́ти доброде́телем исправле́ние,/ и боле́знем на́шим исцеле́ние, и собла́зном избавле́ние,/ и душа́м спасе́ние, да зове́м вам:// ра́дуйтеся, гра́ду на́шему Росто́ву похвала́ и утвержде́ние.
Кондак, глас 4
Но́ваго Заве́та Бо́га с челове́ки храни́телие,/ ева́нгельских за́поведей исполни́телие,/ в до́брых де́лех соверше́ннии,/ святи́телие му́дрии, преподо́бнии и пра́веднии Богоно́снии,/ зе́млю Росто́вскую и Яросла́вскую/ облагоуха́вшии моли́твами,/ имену́емии вси и неимену́емии,/ явле́ннии и сокрове́ннии,/ предстоя́ще Живонача́льней Тро́ице,/ не отступа́йте от нас ду́хом/ и Боже́ственное милосе́рдие преклони́те к нам,/ да с дерзнове́нием сла́ву Вы́шних Бо́гу вси прино́сим,/ да пребу́дет на земли́ мир неруши́мый,/ любо́вь же и благоволе́ние// посреде́ всех челове́к.
Кондак, глас 4
Жития́ ра́ди чистоты́,/ Всеви́дец Госпо́дь,/ свет Свой насади́ в души́ твое́й,/ вразуми́ти лю́ди мно́гия/ твои́ми уче́нии,// Лео́нтие преподо́бне.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист