Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие свт. Кирилла, архиеп. Александрийского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра
Память святителя Кирилла, архиепископа Александрийского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Святитель Кири́лл, архиепископ Александрийский, является одним из величайших Отцов и учителей Вселенской Церкви, прославившийся своей ученостью и бескомпромиссной ревностью по Православию. Он родился в Александрии около 376 года, принадлежал к знатной и благочестивой семье христиан. По материнской линии Святитель Кирилл был племянником выдающегося Александрийского Патриарха Феофила (385–412 гг.).

Его воспитание было всесторонним и блестящим для того времени. Он в совершенстве постиг светскую эллинскую мудрость, включая философию, риторику и другие науки. Однако наибольшую страсть его душа питала к Божественному Писанию и постижению истин христианской веры. Около пяти лет, начиная с юного возраста, он провел в прославленном скиту преподобного Макария Великого в Нитрийских горах, где под руководством опытных старцев стяжал духовный подвиг и глубокое знание аскетической жизни.

Патриарх Феофил, осознавая дарования и духовную чистоту племянника, вернул его из пустыни, причислил к клиру и посвятил в сан диакона, поручив ему ответственное служение – произносить проповеди в главном соборе Александрии. Эти проповеди уже тогда отличались глубоким богословием и ораторским мастерством.

В 412 году, после кончины Феофила, Святитель Кирилл был единогласно избран на кафедру Александрийского Патриархата, несмотря на противодействие небольшой группы светской аристократии, пытавшейся возвести своего ставленника. Став Предстоятелем, он немедленно проявил твердость в утверждении чистоты веры. Он удалил из Александрии еретиков-новациа́н – последователей Новациана, которые, гордясь своей мнимой чистотой, отказывались принимать в церковное общение кающихся, впавших в тяжкие грехи после Крещения, тем самым отрицая милосердие Божие.

Святитель также решительно противостоял засилью иудеев и язычников, которые пытались подорвать христианское влияние в городе. В этот период произошло известное столкновение с Орестом, городским префектом, которое, хотя и было спровоцировано политическими интригами, показало непримиримость Святителя Кирилла к попыткам светской власти вмешиваться в церковные дела и его готовность защищать паству.

Центральным событием в жизни и служении Святителя Кирилла стала его неутомимая борьба с ересью несториа́нства. Константинопольский Патриарх Несторий (428–431 гг.) начал проповедовать, что во Христе обитают два субъекта, две Личности (Бог Слово и человек Иисус), соединенные лишь внешним, моральным союзом, но не единством Ипостаси. Следствием этого ложного учения стал отказ называть Пресвятую Деву Марию Богоро́дицей (Теото́кос), что подрывало всю догматику о Воплощении.

Святитель Кирилл незамедлительно вступил в богословскую полемику, отправив Несторию два увещевательных послания, в которых ясно и глубоко изложил православное учение о том, что Бог Слово и человек Иисус Христос есть Единый Сын Божий в Единой Ипостаси (Ипостасное соединение), а потому Дева Мария по праву именуется Богородицей, ибо родила Бога, ставшего человеком. Он также написал письма-окружные к епископам, к императору Феодосию Младшему, к его супруге Евдокии и сестре Пульхерии, а также к монашествующим, разъясняя опасность ереси.

В 431 году был созван III Вселенский Собор в Ефесе. Святитель Кирилл, действуя как полномочный представитель Римского Папы Целестина I и как глава делегации Александрийской Церкви, стал председателем Собора. Несмотря на противодействие со стороны сторонников Нестория и политическое давление, Святитель Кирилл проявил непоколебимую твердость. Собор, руководствуясь Священным Писанием и трудами предшествующих Отцов Церкви, осудил Нестория и его учение, утвердив догмат об Ипостасном соединении двух природ во Христе и провозгласив наименование Девы Марии Богородицей (Теотокос) как истинное и богоустановленное. По этому поводу были составлены знаменитые двенадцать анафематизмов, написанные Святителем Кириллом.

После Собора, несмотря на временные гонения и заключение, он продолжил свое служение, добившись полного признания решений Ефесского Собора. Святитель Кирилл оставил после себя богатое богословское наследие, включающее: толкования на книги Ветхого Завета (Пятикнижие, Пророки) и Нового Завета (Евангелия, Послания апостолов), труды «О Святой и Единосущной Троице», христологические сочинения, полемические трактаты против Нестория и императора Юлиана Отступника. Его богословие стало фундаментом для последующих Вселенских Соборов.

Святитель Кирилл мирно почил о Господе 27 июня (по юлианскому календарю) 444 года, проведя на Александрийской кафедре 32 года. Память его совершается 31 января (по юлианскому календарю) – совместно со Святителем Афанасием Великим, и 9 июня (по юлианскому календарю) – в день преставления.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист