Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие прп. Иоанна постника, патриарха Цареградского

Жизненный путь святителя Иоанна Постника начался в Константинополе в первой половине VI века. Он родился в семье простых христиан и получил начальное образование, но не стремился к светской карьере. Избрав ремесло «златокузнеца», Иоанн вел жизнь, более подобающую монаху, чем мирянину. Он отличался исключительным нищелюбием, часто отдавая все, что имел, нуждающимся.

По преданию, однажды он встретил монаха с Афона, который увидел над головой ремесленника небесное сияние и предрек ему великое служение Церкви. Впоследствии Иоанн был рукоположен в диакона, а затем стал пресвитером. Патриарх Иоанн III Схоластик назначил его начальником патриаршей ризницы. В 582 году, после кончины святого Патриарха Евти́хия, собор епископов и император Маврики́й избрали Иоанна на Константинопольскую кафедру. Он пытался скрыться, но был найден и со слезами принял хирото́нию.

Прозвание «Постник» (по-гречески Нисти́с) закрепилось за ним благодаря невероятному аскетизму. Свидетели его жизни утверждали, что в течение тринадцати лет патриаршества он не ложился в постель для сна, а лишь ненадолго забывался, сидя на стуле или прислонившись к стене. Пищей ему служили дикие травы и овощи, и то в минимальном количестве. Такой образ жизни наделил его даром чудотворения: молитвой он исцелял слепых, изгонял бесов и останавливал стихийные бедствия.

Исторически важным моментом его правления стал собор 587 года, на котором официально использовался титул «Вселенский Патриарх». Это вызвало резкую критику со стороны Папы Римского Григория Двоеслова, который усмотрел в этом титуле гордыню и притязание на единоличную власть в Церкви. Святой Иоанн, однако, не вкладывал в этот титул властного смысла, воспринимая его лишь как указание на масштаб ответственности столичной кафедры, и лично оставался примером глубочайшего смирения.

Святитель Иоанн оставил значительный след в каноническом праве. Ему традиционно приписывается авторство «Номокано́на» (или «Канонария»), который сыграл ключевую роль в развитии покаянной дисциплины на Востоке. В этом труде акцент смещен с юридического наказания на духовное врачевание грешника, где епитимия назначается с учетом внутреннего состояния кающегося. Скончался святитель 2 (15) сентября 595 года. Его кончина была мирной, а похороны сопровождались всенародным плачем.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист