Житие
Жизнь и деятельность святителя Иларио́на, митрополита Киевского, приходятся на «золотой век» Киевской Руси — время княжения Яросла́ва Мудрого. Сведений о его происхождении и ранних годах сохранилось немного, однако известно, что он был «русин» по рождению, что для того времени — эпохи доминирования греческого духовенства — было явлением исключительным. До своего возвышения Иларион служил пресвитером (священником) в придворном храме святых Апостолов в княжеском селе Бере́стово. Летописец в «Повести временных лет» оставил о нем краткий, но выразительный отзыв: «муж благ, и книжен, и постник».
Аскетический подвиг и начало Печерской обители
Будущий митрополит сочетал пастырское служение с тягой к монашескому уединению. Согласно летописи, он уходил из Берестова на днепровские кручи, где в густом лесу выкопал себе пещеру («печерку малу»). Там он предавался тайной молитве и псалмопению. Именно эту пещеру впоследствии занял вернувшийся со Святой Горы Афон преподобный Антоний, и именно с нее началась история прославленной Киево-Печерской Лавры. Таким образом, святитель Иларион стоит у истоков русского монашества наравне с преподобными Антонием и Феодосием.
Избрание на митрополию
В 1051 году произошло событие исторического масштаба. После смерти митрополита-грека Феопемпта, князь Ярослав, желая утвердить самостоятельность Русской Церкви и, возможно, находясь в сложных отношениях с Византией после войны 1043 года, решился на смелый шаг. Он созвал Собор русских епископов, который впервые без участия Константинопольского патриарха избрал митрополитом русского священника Илариона. В «Повести временных лет» под 1051 годом записано: «Постави Ярослав Лариона митрополитом, русина, в святей Софьи, собрав епископы».
Это поставление не было расколом, но стало заявлением о духовной зрелости Руси. Святитель Иларион управлял Церковью в период активного храмоздательства и перевода греческих книг, будучи ближайшим сподвижником князя в деле христианского просвещения.
Литературное и богословское наследие
Святителю Илариону принадлежит одно из самых выдающихся произведений древнерусской литературы — «Слово о Законе и Благодати». Это торжественная проповедь, в которой автор:
- Сопоставляет Ветхий Завет (Закон), данный через Моисея и ограничивавшийся иудейским народом, и Новый Завет (Благодать), явленный через Иисуса Христа и распространившийся на все народы.
- Богословски осмысливает Крещение Руси как акт Божественной воли, благодаря которому русский народ приобщился к вечной жизни.
- Воздает похвалу крестителю Руси — равноапостольному князю Владимиру, и его сыну Ярославу.
Кроме «Слова», перу святителя приписывают «Исповедание веры» и небольшое поучение к иереям. Его труды свидетельствуют о глубочайшем знании Священного Писания и святоотеческой традиции.
Завершение жизненного пути
Последние годы жизни святителя окутаны тайной. Его имя исчезает из летописей после 1055 года, когда уже упоминается новый митрополит — Ефрем. В церковной исторической науке существует гипотеза, что после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) святитель добровольно сложил с себя сан и удалился в Киево-Печерский монастырь, приняв великую схиму с именем Никон. Именно этот Никон (прозванный летописцем) продолжил летописание и стал игуменом монастыря. Однако это мнение не является общепризнанным фактом, оставаясь благочестивым предположением.
Святитель Иларион почитается как один из небесных покровителей просвещения и церковной письменности. Его святые мощи, согласно преданию, покоятся в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.
Другие святые с именем Иларион
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке