Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие мчч. Марка Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих

Авторские жития святых
Память святых мучеников Марка, епископа Арефусийского, Кирилла, диакона Илиопольского, клириков и дев Газы и Аскалона
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Период правления императора Юлиа́на Отступника (361–363 гг.), племянника равноапостольного Константи́на Великого, ознаменовался последней крупной попыткой реставрации язычества в Римской империи. Император, воспитанный в христианстве, но тайно тяготевший к эллинским культам и мистицизму, отменил привилегии Церкви и инициировал гонения, которые в некоторых регионах выливались в открытое и крайне жестокое насилие. Именно в этот короткий, но кровавый период просияли своим подвигом священномученик Марк, епископ Арефуси́йский, диакон Кирилл и множество других христиан.

Подвиг святителя Марка Арефусийского

Святой Марк был епископом в сирийском городе Арефусе. Во времена правления святого Константина Великого, когда христианство получило свободу, святитель Марк, исполненный ревности по Боге, сокрушил в своем городе языческое капище. Он много потрудился, обращая язычников ко Христу. Когда на престол взошел Юлиан, жители Арефусы, придерживавшиеся языческих верований, решили отомстить епископу. Они потребовали, чтобы святой Марк либо восстановил разрушенный им храм на свои средства, либо уплатил огромную сумму денег в городскую казну. Святитель Марк, будучи уже 90-летним старцем, не имел таких средств и не желал идти на компромисс с совестью. Видя ярость толпы, его паства уговорила его покинуть город. Однако, узнав, что из-за него в городе ищут и арестовывают других христиан, святой Марк вернулся и добровольно предался в руки мучителей.

Язычники не пощадили его старости. Его обнажили и с издевательствами влачили по улицам. Разъяренная толпа, включая женщин и детей, избивала его палками и камнями. Ему вырывали волосы из бороды. Школьники, подстрекаемые взрослыми, кололи его тело острыми железными стилосами (палочками для письма). После этого его подвесили в яме, изрезали тело ножами и, по одному из самых жутких свидетельств, обмазали медом и рыбьим рассолом, оставив на палящем солнце на съедение пчелам, осам и шершням. Святой страдалец, несмотря на невыносимую боль, не издал ни единого стона, но молился и благодарил Бога. Он говорил мучителям, что они опускают его к земле, тогда как он сам возносится на небеса.

Стойкость и неземное терпение старца поразили даже его врагов. Видя, что пытками они ничего не могут добиться, и устыдившись его мужества, они стали постепенно снижать требуемую сумму. В конце концов, они были настолько побеждены его духом, что отпустили его на свободу без всякого выкупа. По свидетельству церковных историков, таких как Феодорит Кирский, этот подвиг исповедничества привел к тому, что многие из его бывших мучителей, видя его веру, сами обратились ко Христу и приняли Святое Крещение.

Страдания диакона Кирилла и других мучеников

В то же самое время в финикийском городе Илиопо́ле (ныне Баальбек) пострадал диакон Кирилл. Он также был известен своей ревностью по вере во времена Константина Великого и много потрудился, сокрушая идолов. Язычники, получив покровительство Юлиана, схватили святого диакона. Ослепленные ненавистью, они подвергли его страшным истязаниям. В припадке дикого фанатизма, о котором с содроганием пишет Феодорит, они рассекли ему живот, вытащили его печень и, подобно диким зверям, съели ее.

Однако кара Божья не замедлила постигнуть нечестивцев. Вскоре у всех, кто участвовал в этом сатанинском деянии, начали гнить зубы, выпадать волосы, и они были поражены слепотой. Они получили страшное, но справедливое возмездие еще при жизни.

Церковная история сохранила сведения и о многих других мучениках, пострадавших в этот период в разных городах Финикии и Палестины, таких как Газа, Аскалон и Кесария Филиппова. Язычники, чувствуя свою безнаказанность, врывались в христианские храмы, оскверняли их, убивали клириков и мирян. В Газе они вскрывали могилы христианских подвижников, а в Кесарии Филипповой раскопали мощи святого Иоанна Крестителя и сожгли их, развеяв прах по ветру. Таким образом, память святых Марка и Кирилла совершается вместе с «иными многикими», пострадавшими в это краткое, но яростное гонение.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист