Житие прп. Акепсима
Авторские жития святого
Житие и страдания святых священномучеников Акепси́ма, Иосифа и Аифа́ла относятся к периоду великого гонения на христиан в Персидской империи при царе Шапуре II (309–379 гг.). В этот период языческая религия огнепоклонников (зороастризм) доминировала в государстве, и маги-жрецы использовали любую возможность, чтобы искоренить христианство, которое они воспринимали как религию, чуждую персидским традициям и связанную с враждебным Римом.
Святой Акепсим был епископом города Наессона в области Арбе́лы. Он прожил долгую и праведную жизнь, достигнув восьмидесятилетнего возраста. За годы служения он стяжал глубокую любовь паствы и уважение даже среди язычников за свои добродетели и милосердие. Когда началось гонение, епископ не покинул кафедру. Он был арестован и приведен к правителю области. На требование совершить возлияние огню и поклониться солнцу святитель ответил богословски выверенной проповедью, указывая на то, что стихии созданы Богом для служения человеку, и поклонение им является безумием.
За этот смелый ответ старца подвергли бичеванию. Его тело, ослабленное годами и трудами, не выдерживало ударов, но сила Божия хранила в нем жизнь для дальнейшего свидетельства. Вместе с ним были задержаны пресвитер Иосиф, которому было около семидесяти лет, и диакон Аифа́л. Иосиф, родом из Бет-Кетубы, был просвещенным священником, наставником многих христиан. Аифал, уроженец Бет-Нухадры, служил диаконом и был верным помощником епископа.
Мучители, видя твердость исповедников, применили изощренные пытки. Святых подвешивали и строгали их тела железными когтями, а затем били сырыми ремнями. Предание гласит, что когда палачи уставали, их сменяли другие, но мученики оставались непреклонными. Особое чудо произошло с диаконом Аифалом: когда во время истязаний мучитель приказал ему замолчать, тот продолжал славить Христа. Палач ударил его так сильно, что у святого отнялась речь, но Господь чудесным образом исцелил его, чтобы он мог снова исповедовать веру перед народом.
После пыток святых заключили в тесную темницу, запретив кому-либо приносить пищу и одежду. Три года они провели в оковах, питаясь лишь скудными остатками хлеба и водой, которые им удавалось передавать тайно. Их тела покрылись струпьями, одежда истлела, но молитва не умолкала ни днем, ни ночью.
Когда царь Шапур прибыл в ту местность, он приказал привести узников. Вид их вызвал у правителя не жалость, а лишь раздражение. Он предложил Акепсиму жизнь и почести в обмен на формальное отречение. Святитель отверг предложение с презрением к тленным земным благам. Тогда царь приказал обезглавить его, но перед этим — избить до полусмерти. Святой Акепсим скончался от побоев, не дождавшись меча. Его честное тело было взято дочерью армянского царя, жившей в той местности в уединении, и погребено с почестями в ее доме.
Пресвитера Иосифа и диакона Аифала ожидала иная участь. Царь приказал побить их камнями, причем, согласно житию, он заставил участвовать в этом отступников, чтобы связать их круговой порукой крови. Иосифа привели в город Арбелу. Там, на глазах у толпы, в него бросали камни до тех пор, пока тело его не было скрыто под грудой булыжников. Диакона Аифала отвели в селение Патриас и там предали такой же смерти.
Господь прославил Своих угодников чудесами после их кончины. На месте погребения священномученика Акепсима выросло дерево, обладающее целебной силой. Повествование сообщает, что однажды язычники, желая осквернить память святого, срубили это дерево, но огонь, вышедший из корней, опалил святотатцев. Мощи святых мучеников стали источником исцелений для всех, приходящих к ним с верой.
Другие святые с именем Иосиф
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке