Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие сщмч. Макария, митр. Киевского

Дни памяти
Авторские жития святого
Память священномученика Макария, митрополита Киевского
«Синаксарь», составленный афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Жизненный путь священномученика Макария пришелся на вторую половину XV века — эпоху глубоких политических и религиозных трансформаций в Восточной Европе. В это время Киевская митрополия, территориально охватывавшая земли Великого княжества Литовского, находилась в сложном положении. С одной стороны, усиливалось давление католической пропаганды, поддерживаемой государственной властью, с другой — южные рубежи постоянно разорялись крымскими татарами.

До своего избрания на первосвятительскую кафедру Макарий был архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря. Эта обитель являлась оплотом Православия в литовской столице. В 1495 году, после кончины митрополита Ионы I, собор епископов избрал Макария митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. Примечательно, что его избрание получило быстрое утверждение со стороны Константинопольского Патриарха Нифонта II, что подчеркивало каноническую чистоту и авторитет нового владыки.

Митрополит Макарий развернул активную деятельность по защите прав Церкви. Он неоднократно обращался к великому князю Александру Ягеллончику, добиваясь прекращения притеснений православных приходов и монастырей. Особую заботу святитель проявлял о восстановлении церковной структуры в разоренных епархиях. Его заветной мечтой было возвращение митрополичьей резиденции из Вильно в Киев и реставрация Софийского собора, который стоял полуразрушенным еще со времен хана Батыя. Для этого он собирал средства и привлекал лучших мастеров.

Весной 1497 года митрополит отправился в свою последнюю поездку в Киев. Маршрут пролегал через белорусское Полесье. 1 мая кортеж остановился в селе Стриголо́во (ныне Скрыгалово, Гомельская область), принадлежавшем митрополичьей кафедре. Несмотря на тревожные слухи о появлении татарских отрядов хана Менгли́-Гире́я, святитель не отменил богослужение. Он начал совершать Литургию в местном деревянном храме.

В момент Великого входа, когда святитель переносил Святые Дары, варвары окружили храм. Святой Макарий, осознавая неизбежность конца, призвал паству к бегству, но сам остался у алтаря, являя пример истинного доброго пастыря, полагающего душу за овец своих. Татары взломали двери и убили святителя прямо в алтаре. Ему отсекли голову, а также правую руку и левую стопу. Хроники сообщают, что тело митрополита было оставлено варварами у реки, где его позже нашли вернувшиеся жители.

Тело мученика с благоговением перевезли в Киев. Честные мощи были положены в Софийском соборе, в особой раке. Канонизация святого произошла, вероятно, в первой половине XVII века, в эпоху святителя Петра (Могилы), когда усилилось почитание киевских святынь. В 1625 году его мощи были освидетельствованы, а в 1634 году у раки святого был устроен особый придел.

В исторической памяти Церкви мученическая кончина митрополита Макария стала символом верности пастырскому долгу. Русские летописи с глубокой скорбью описывают это событие, отмечая, что святитель пострадал не просто как случайная жертва набега, но как служитель Божий, не оставивший Святых Таин перед лицом смерти. В иконографии святой часто изображается в полном святительском облачении, с омофо́ром и Евангелием, или же с орудиями своего мученичества.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист