Житие сщмч. Макария, митр. Киевского
Авторские жития святого
Жизненный путь священномученика Макария пришелся на вторую половину XV века — эпоху глубоких политических и религиозных трансформаций в Восточной Европе. В это время Киевская митрополия, территориально охватывавшая земли Великого княжества Литовского, находилась в сложном положении. С одной стороны, усиливалось давление католической пропаганды, поддерживаемой государственной властью, с другой — южные рубежи постоянно разорялись крымскими татарами.
До своего избрания на первосвятительскую кафедру Макарий был архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря. Эта обитель являлась оплотом Православия в литовской столице. В 1495 году, после кончины митрополита Ионы I, собор епископов избрал Макария митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. Примечательно, что его избрание получило быстрое утверждение со стороны Константинопольского Патриарха Нифонта II, что подчеркивало каноническую чистоту и авторитет нового владыки.
Митрополит Макарий развернул активную деятельность по защите прав Церкви. Он неоднократно обращался к великому князю Александру Ягеллончику, добиваясь прекращения притеснений православных приходов и монастырей. Особую заботу святитель проявлял о восстановлении церковной структуры в разоренных епархиях. Его заветной мечтой было возвращение митрополичьей резиденции из Вильно в Киев и реставрация Софийского собора, который стоял полуразрушенным еще со времен хана Батыя. Для этого он собирал средства и привлекал лучших мастеров.
Весной 1497 года митрополит отправился в свою последнюю поездку в Киев. Маршрут пролегал через белорусское Полесье. 1 мая кортеж остановился в селе Стриголо́во (ныне Скрыгалово, Гомельская область), принадлежавшем митрополичьей кафедре. Несмотря на тревожные слухи о появлении татарских отрядов хана Менгли́-Гире́я, святитель не отменил богослужение. Он начал совершать Литургию в местном деревянном храме.
В момент Великого входа, когда святитель переносил Святые Дары, варвары окружили храм. Святой Макарий, осознавая неизбежность конца, призвал паству к бегству, но сам остался у алтаря, являя пример истинного доброго пастыря, полагающего душу за овец своих. Татары взломали двери и убили святителя прямо в алтаре. Ему отсекли голову, а также правую руку и левую стопу. Хроники сообщают, что тело митрополита было оставлено варварами у реки, где его позже нашли вернувшиеся жители.
Тело мученика с благоговением перевезли в Киев. Честные мощи были положены в Софийском соборе, в особой раке. Канонизация святого произошла, вероятно, в первой половине XVII века, в эпоху святителя Петра (Могилы), когда усилилось почитание киевских святынь. В 1625 году его мощи были освидетельствованы, а в 1634 году у раки святого был устроен особый придел.
В исторической памяти Церкви мученическая кончина митрополита Макария стала символом верности пастырскому долгу. Русские летописи с глубокой скорбью описывают это событие, отмечая, что святитель пострадал не просто как случайная жертва набега, но как служитель Божий, не оставивший Святых Таин перед лицом смерти. В иконографии святой часто изображается в полном святительском облачении, с омофо́ром и Евангелием, или же с орудиями своего мученичества.
Другие святые с именем Макарий
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке