Житие сщмч. Киприана Карфагенского
Авторские жития святого
Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, является одним из величайших Отцов и Учителей Церкви III века, чьи труды и мученический подвиг оказали глубочайшее влияние на развитие западного и восточного христианского богословия. Его полное имя до крещения было Тасций Цецилий Киприан. Он родился около 200 года в городе Карфаге́н (Северная Африка, ныне Тунис) в знатной и очень богатой языческой семье.
Получив блестящее для своего времени образование, Киприан в совершенстве овладел искусством рито́рики и стал известнейшим в Карфагене адвокатом и учителем красноречия. Он вел жизнь, типичную для богатого римского аристократа, погрязнув, по его собственным позднейшим признаниям, в «мраке языческих заблуждений». Однако его пытливый ум и чуткая душа не находили удовлетворения ни в богатстве, ни в почетах, ни в языческой философии.
Решительный перелом в его жизни произошел благодаря общению с благочестивым карфагенским пресви́тером Цецилием. Этот мудрый пастырь открыл Киприану истины Евангелия. Глубоко изучив Священное Писание, Киприан (ему было уже за 40 лет) уверовал во Христа как в Единого Истинного Бога. В 246 году он принял Святое Крещение. В знак благодарности своему наставнику он принял его имя, став именоваться Цецилием Киприаном.
Обращение Киприана было полным и решительным. Как он сам писал, крещальная вода «смыла грехи прошлой жизни и пролила в сердце свет свыше». Он немедленно продал большую часть своих имений и раздал деньги бедным, чем вызвал удивление всего Карфагена. Он полностью посвятил себя аскетическим подвигам, молитве и изучению Писания. Особенно он полюбил труды апологета Тертуллиана, называя его своим учителем.
Его благочестие, ученость и ревность не могли остаться незамеченными. Уже в 247 году, всего через год после крещения, он был рукоположен во пресвитера. А когда в 248 (или 249) году скончался епископ Карфагена Донат, народ и клир единодушно потребовали избрать Киприана на вдовствующую кафедру. Киприан, считая себя недостойным столь высокого служения, по смирению пытался скрыться, но народ нашел его и принудил принять епископский сан. Он стал не просто административным главой, но и истинным отцом для своей паствы, выдающимся иера́рхом и богословом.
Служение во время гонений
Епископство Киприана пришлось на время тяжелейших испытаний. В 250 году император Декий Траян издал эдикт, предписывающий всем гражданам империи принести публичные жертвы языческим богам. Началось первое общеимперское, систематическое гонение на христиан.
В Карфагене многие христиане, в том числе и некоторые из клира, не выдержав угроз и пыток, отреклись от Христа, принесли жертвы идолам или купили себе подложные свидетельства (libelli) о том, что они якобы исполнили указ. Это были так называемые «падшие» (lapsi).
Святитель Киприан, по настоянию близких и по особому откровению Божию, счел необходимым временно удалиться из Карфагена, чтобы из своего укрытия продолжать руководить Церковью. Этот шаг вызвал осуждение у некоторых, но он позволил святителю сохранить церковную структуру и поддерживать верующих своими многочисленными посланиями. Из своего изгнания он обличал «падших», но также и утешал исповедников, находившихся в тюрьмах.
Борьба с расколами
После окончания гонения Декия (251 г.) перед Церковью остро встал вопрос: как поступать с «падшими», которые теперь массово каялись и просили о воссоединении? Святитель Киприан столкнулся с двумя крайностями. С одной стороны, в самом Карфагене пресвитер Фелициссим и его сторонники начали без разбора принимать «падших» в общение, подрывая авторитет епископа. С другой стороны, в Риме пресвитер Новациан, создавший свой раскол, учил, что для «падших» покаяние невозможно и Церковь не должна их принимать никогда.
Святитель Киприан, собрав в Карфагене Поместный Собор, занял твердую, но милосердную позицию. Собор постановил, что «падшие» могут быть воссоединены с Церковью, но только через искреннее и длительное покаяние (епитимию), строгость которого зависела от тяжести их греха. Тем же, кто был при смерти, отпущение грехов даровалось немедленно.
В эти годы святитель Киприан написал свой знаменитый трактат «О единстве Церкви» (De unitate Ecclesiae). В нем он доказывал, что Церковь едина, как един Христос, и что всякий, отделяющийся от законного епископа и создающий раскол (подобно Новациану), отпадает от благодати Божией, даже если он именует себя христианином. «Не может иметь Отцом Бога тот, кто не имеет Матерью Церковь», — писал святитель.
Спор о крещении еретиков
В середине 250-х годов возник другой богословский спор. Святитель Киприан и Карфагенские Соборы, которые он возглавлял, твердо стояли на том, что крещение, совершенное еретиками или раскольниками, недействительно, поскольку вне Единой Церкви нет Святого Духа. Поэтому, по их мнению, приходящих из ереси следовало крестить заново. Этому взгляду противостоял святой папа Римский Стефан I, который, ссылаясь на римскую практику, утверждал, что крещение, совершенное во имя Святой Троицы, действенно и приходящих из ереси нужно принимать только через покаяние и возложение рук (миропомазание). Спор был острым, но не привел к разрыву общения между Римом и Карфагеном. Окончательное решение этого вопроса было дано уже Вселенскими Соборами.
Мученическая кончина
В 257 году император Валериан начал новое гонение, направленное в первую очередь против клира. Святитель Киприан был вызван к проконсулу Аспазию Патерну и после допроса сослан в небольшой город Курубис. Здесь он провел около года, продолжая молиться и писать послания своей пастве, предвидя свою скорую мученическую кончину.
В августе 258 года его вернули из ссылки в Карфаген. Новый проконсул, Галерий Максим, приказал доставить Киприана на суд. Суд проходил 14 сентября 258 года. На вопрос проконсула, является ли он Киприаном, святой ответил: «Я». На приказ принести жертву богам он твердо ответил: «Не сделаю». Проконсул зачитал приговор: «Тасция Киприана приказываем казнить мечом». Святитель Киприан с радостью воскликнул: «Благодарение Богу!»
Казнь состоялась в тот же день на открытом поле. Огромная толпа христиан следовала за своим епископом. Святитель снял с себя верхние одежды, преподал благословение, велел выдать палачу 25 золотых монет, сам завязал себе глаза и преклонил колена. Воины обезглавили его. Христиане благоговейно собрали его кровь на платки и полотна и ночью с факелами и песнопениями торжественно перенесли его тело на кладбище. Так священномученик Киприан запечатлел свое служение Христу мученической кровью.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке