Житие Собор всех святых, в Оптиной пустыни просиявших*
История прославления Собора Оптинских святых — это летопись действия Святого Духа в конкретном историческом месте, ставшем духовной лечебницей для всей России. Введенская Оптина пустынь, расположенная у реки Жиздры, до конца XVIII века была малоизвестным монастырем. Однако Промыслом Божиим именно здесь в XIX веке расцвело старчество — особое благодатное дарование, выражающееся в духовном руководстве иноками и мирянами со стороны опытных подвижников, стяжавших рассуждение и прозорливость.
Начало старческого пути
Основоположником оптинского старчества является преподобный Лев. Прибыв в Оптину в 1829 году, он принес опыт, перенятый у учеников преподобного Паисия Величковского. Его служение встречало непонимание и даже гонения со стороны духовного начальства, но плоды его деятельности были очевидны: обитель наполнялась братией, ищущей спасения. Сподвижником старца Льва стал преподобный Макарий (Иванов). Их духовный союз явил образ совершенного единомыслия. При старце Макарии возникла издательская деятельность обители, объединившая вокруг монастыря лучшие интеллектуальные силы эпохи. В это же время обителью управлял игумен Моисей (Путилов), сочетавший строгий аскетизм с выдающимся административным талантом. Его брат, преподобный Антоний, несмотря на тяжкие телесные недуги, был столпом смирения и молитвы в Скиту.
Расцвет и «Золотой век» Оптиной
Наивысшего расцвета старчество достигло при преподобном Амвросии (Гренкове). Ученик старцев Льва и Макария, он стал всероссийским утешителем. К его келье стекалась вся Россия. Обладая даром прозрения сердечных тайн, он наставлял, исцелял и помогал людям в самых запутанных жизненных обстоятельствах. Его преемниками стали преподобные Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин). Старец Анатолий, обладавший редким даром Иисусовой молитвы, был наставником новоначальных иноков и духовником Шамординской обители. Преподобный Иосиф, келейник старца Амвросия, в течение многих лет скрывал свои высокие духовные дарования под видом простоты, но после кончины учителя явил великую силу молитвы и прозорливости.
Старцы последних времен
На рубеже XIX и XX веков, когда в обществе нарастали апостаси́йные настроения, Господь воздвиг в Оптиной новых светильников. Преподобный Варсонофий (Плиханков), в миру блестящий офицер, стал воплощением воинского духа в монашестве, провидя грядущие катастрофы и призывая к покаянию. Преподобный Анатолий (Потапов), прозванный в народе «Утешителем», с любовью принимал тысячи страждущих, несмотря на болезнь и крайнее утомление. Старец Нектарий, последний соборно избранный старец, юродством скрывал свою прозорливость, духовно окормляя интеллигенцию в годы начавшихся гонений.
Подвиг исповедничества
После революции 1917 года для Оптиной наступило время Голгофы. Монастырь был закрыт, храмы разорены. Однако свет старчества не угас, но воссиял в подвиге мученичества. Преподобноисповедник Никон (Беляев), ближайший ученик старца Варсонофия, продолжил старческое служение в изгнании, скончавшись в Пинеге. Последний настоятель, преподобномученик Исаакий II (Бобраков), сохранял монашеское братство в нелегальных условиях, был четырежды арестован и расстрелян в 1938 году. Также в Собор входят преподобные Иларион, Исаакий I (Антимонов) и другие подвижники, чьи имена вписаны в Книгу Жизни.
В 1988 году Оптина пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. Обретение святых мощей старцев и их канонизация стали свидетельством торжества Божественной правды. Ныне преподобные Оптинские являются скорыми помощниками и молитвенниками за всех, кто с верой прибегает к их небесному заступничеству.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке