Житие Собор святых Эстонской земли
Собор святых Эстонской земли — это торжественное церковное празднование, объединяющее память всех угодников Божиих, которые своей жизнью, апостольскими трудами и мученической кончиной освятили землю Эстонии (исторически — Эстляндии и Лифляндии). Праздник был установлен решением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 марта 2002 года. Это событие стало ответом на ходатайство Предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, Высокопреосвященнейшего Корнилия, митрополита Таллинского и всея Эстонии. Днем празднования Собора установлено 20 ноября по юлианскому календарю (3 декабря по григорианскому).
Православная вера пришла на эстонскую землю с востока. Уже в XI–XII веках, благодаря связям с Псковом и Новгородом, здесь появляются первые православные общины. В 1030 году святой благоверный князь Ярослав Мудрый основывает город Юрьев (позже Дерпт, ныне Тарту) и строит в нем храм в честь своего небесного покровителя, великомученика Георгия Победоносца.
Первыми мучениками, чьи имена сохранила история, стали православные жители Юрьева. В 1472 году город находился под властью католического епископа. Немецкое духовенство потребовало от православных жителей, во главе с их пресвитером Исидором, отречься от своей веры и принять латинство. Священник Исидор и его 72 прихожанина (мужчины, женщины и дети) мужественно отказались. После жестоких пыток они были осуждены как «схизматики» и утоплены в проруби реки Омовжи (Эма́йыги) в праздник Богоявления. Они прославлены как священномученик Исидор Юрьевский и и́же с ним 72 мученика.
В XVI веке, во время Ливонской войны, в Эстонию прибыли псково-печерские миссионеры, включая преподобномученика Корнилия Печерского. Однако после отхода русских войск Православие вновь подверглось гонениям со стороны шведских и немецких властей, придерживавшихся лютеранства.
Новый значимый этап в истории Православия в Эстонии начался в 1840-х годах — так называемое «движение обращения». Десятки тысяч эстонских крестьян, разочарованных в лютеранских пасторах и искавших духовной опоры, массово стали переходить в Православие.
XX век стал для Эстонской Церкви временем расцвета и страшных испытаний. В этот период просиял сонм новомучеников. Центральной фигурой Собора является священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ре́вельский. Будущий владыка, Павел Кульбуш, родился в 1869 году в эстонской православной семье. Он окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1917 году Святейший Патриарх Тихон хиротони́сал его во епископа Ревельского. Он стал первым православным епископом-эстонцем. Владыка Платон был истинным пастырем, укрепляя верующих в условиях гражданской войны и оккупации. 14 января 1919 года в Юрьеве (Тарту) он был арестован большевиками. В подвале кредитного банка его подвергли жестоким истязаниям и расстреляли. Вместе с ним приняли мученическую кончину протоиерей Николай Бежаницкий и протоиерей Михаил Блейве.
В Собор Эстонских святых также включены другие священнослужители, пострадавшие в то же время или позже от рук безбожной власти, такие как священномученик Сергий (Флоринский) из Раквере, священномученики Александр (Волков) и Димитрий (Чистосердов) из Нарвы и многие другие. Собор святых Эстонской земли постоянно пополняется по мере исследования архивов и канонизации новых подвижников веры XX века.
Святые
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке