Ваш регион Москва ?
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.
Меню

Житие Равноап. Ростислава, князя Великоморавского

Святой равноапостольный князь Ростисла́в (в латинских источниках Rastiz, Rastic, Rasticius) (ок. 820 – 870) был вторым князем Великой Моравии, племянником князя Моймира I. Его правление, начавшееся в 846 году, стало поворотным моментом в истории славянских народов. Власть он получил при поддержке короля Восточно-Франкского королевства Людовика Немецкого, который сверг Моймира I, надеясь, что Ростислав будет послушным вассалом. Однако князь Ростислав с самого начала своего правления избрал путь утверждения полной политической и церковной независимости Великой Моравии.

Духовная ситуация в Моравии к середине IX века была сложной. Христианство уже проникало в эти земли, но проповедь велась исключительно на латинском языке немецкими миссионерами (из Зальцбургского и Пассауского епископств). Эта миссия преследовала не только духовные, но и политические цели – подчинение славян немецкому влиянию. Народ не понимал службы, а духовенство вело себя как завоеватели. Князь Ростислав понимал, что истинное просвещение и единство нации невозможны без богослужения и грамоты на родном языке.

В 855 году князь Ростислав открыто выступил против Людовика Немецкого, отразив франкское вторжение, и дал приют противникам Людовика. Он начал активный поиск союзников, способных помочь ему в создании независимой церковной структуры. Около 860 года он обратился в Рим к папе Николаю I с просьбой прислать учителей, которые бы заложили основу самостоятельной иерархии и вели бы проповедь на славянском языке. Однако Рим, тесно связанный с германским епископатом и не желавший создавать прецедент богослужения на "варварском" языке, в этой просьбе отказал или не дал внятного ответа.

Тогда, в 862 году, святой Ростислав, посоветовавшись со своими вельможами, отправил историческое посольство в Константинополь, к Византийскому императору Михаилу III и святейшему Патриарху Фо́тию Великому. Слова этого послания, сохраненные в "Житии Константина", дышат болью и надеждой: «Мы, моравляне, простой народ, и нет у нас никого, кто бы наставил нас на истину и вразумил. Так благоволи, владыка, прислать нам такого мужа, который бы научил нас всякой правде...» Император и Патриарх с радостью откликнулись на эту просьбу. Для этой миссии были избраны два брата-фессалоникийца, знавшие славянский язык – Константи́н Философ (в будущем святой Кирилл) и игумен Мефо́дий.

В 863 году святые братья прибыли в столицу Моравии Велеград. Князь Ростислав принял их с величайшими почестями. Братья немедленно приступили к делу: они создали славянскую азбуку (глаголицу), перевели Евангелие, Апостол, Псалти́рь и ключевые богослужебные чины на славянский язык. Князь Ростислав предоставил им учеников, и в Моравии была основана первая в истории славянская духовная школа, готовящая будущих священников и дьяконов из числа местных жителей. Впервые в храмах зазвучала славянская Литургия. Это было не просто культурное событие, это было рождение славянской цивилизации, основанной на православной вере и родном языке.

Деятельность святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемая князем Ростиславом, вызвала яростное противодействие немецкого духовенства. Они немедленно обвинили братьев в ереси, ссылаясь на так называемую "трехъязычную ересь" – лжеучение о том, что хвалить Бога можно только на трех языках: еврейском, греческом и латинском. Началась изнурительная борьба. Святому Ростиславу приходилось не только отражать военные походы Людовика Немецкого (в 864 и 869 годах), но и защищать своих просветителей от клеветы и интриг.

Конец правления святого князя был трагичен. Его собственный племянник, удельный князь Святополк Нитранский, прельстившись обещаниями франков, пошел на предательство. В 869 году он вступил в сговор с Карломаном, сыном Людовика Немецкого. В 870 году Святополк вероломно захватил князя Ростислава и выдал его франкам. В Регенсбурге, Бавария, над святым князем устроили показательный суд. Его обвинили в государственной измене (хотя он защищал свою страну) и приговорили к смертной казни. Людовик "смягчил" приговор, заменив его ослеплением. Ослепленный святой мученик был брошен в темницу монастыря, где в том же 870 году и предал свою душу Господу. Несмотря на его мученическую кончину, дело, начатое им, – славянское богослужение – было продолжено его соратником Мефодием, а затем их учениками в Болгарии, Сербии и на Руси. Подвиг святого Ростислава стал тем семенем, из которого выросла вся православная славянская культура.

Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.

Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке

--
--
00:00
00:00
Плейлист