Житие Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского
Святой равноапостольный Мефодий, учитель Словенский, родился около 815 года в знатной и благочестивой семье в византийском городе Фессалони́ки (Солунь). Его отец, Лев, был высокопоставленным военачальником (друнгарием). В семье было семеро сыновей, из которых Мефодий (в миру Михаил) был старшим, а Константин (будущий равноапостольный Кирилл) — младшим. Город был двуязычным, и с детства братья прекрасно владели как греческим, так и славянским (древнеболгарским) языком.
Михаил пошел по стопам отца, избрав военную службу. Он проявил себя как способный администратор и был назначен архонтом (правителем) славянского княжества в Македонии, что дало ему глубокое понимание славянского быта и языка. Однако, прослужив около десяти лет, он ощутил тщетность мирской славы и около 851 года оставил свой пост. Он удалился в монастырь на гору Малый Олимп в Вифинии, где принял постриг с именем Мефодий. Через несколько лет к нему присоединился и его брат Константин, оставивший преподавание в Константинополе. Святой Мефодий стал игуменом этой обители.
Первым совместным миссионерским делом братьев стала поездка в Хазарский каганат в 860-861 годах. Они были направлены императором Михаилом III и патриархом Фотием для ведения богословских диспутов с иудеями и мусульманами. Во время этого путешествия, проезжая через Херсонес, братья обрели мощи священномученика Климента, папы Римского.
В 862 году в Константинополь прибыло посольство от князя Великой Моравии Ростисла́ва. Моравия уже приняла христианство от немецких миссионеров, но князь Ростислав стремился к политической и церковной независимости от Восточно-Франкского королевства. Он просил императора прислать учителей, которые могли бы проповедовать и совершать богослужение на понятном славянам языке. Выбор пал на Константина и Мефодия.
Для этой миссии требовалась огромная подготовительная работа. Константин (Кирилл) составил первую славянскую азбуку (глаголицу) и, с помощью Мефодия, приступил к переводу основных богослужебных книг: Евангелия, Апостола, Псалтири и избранных служб. В 863 году братья прибыли в Моравию, где были приняты с почетом. Они открыли школу, начали обучать будущих священников из числа славян и ввели богослужение на славянском языке.
Этот шаг вызвал яростное противодействие со стороны немецкого (баварского) духовенства, которое видело в этом посягательство на свою каноническую территорию и власть. Они обвинили братьев в «трехъязычной ереси» — учении о том, что хвала Богу может воздаваться только на трех языках: еврейском, греческом и латинском. Пробыв в Моравии более трех лет и не имея возможности рукоположить своих учеников (поскольку сами были лишь иеромонахами), братья в 867 году отправились в путь, чтобы найти епископа для этой цели.
По пути в Рим они посетили Блатенское княжество в Паннонии, где по просьбе князя Коцела также ввели славянское богослужение. Узнав об их деятельности и о том, что они несут мощи святого Климента, папа Римский Николай I пригласил их в Рим. К моменту их прибытия в 868 году Николай I скончался, и их принял новый папа Адриан II. Он торжественно встретил братьев, принял от них мощи и, рассмотрев их дело, официально одобрил славянские переводы и богослужение. Папа приказал положить славянские книги в римских храмах и служить на них литургию. В Риме святой Константин тяжело заболел, принял схиму с именем Кирилл и скончался 14 февраля 869 года.
Папа Адриан II, видя необходимость в укреплении миссии, рукоположил святого Мефодия в архиепископа Моравии и Панно́нии, создав новую, независимую от баварцев, церковную юрисдикцию. В 870 году святой Мефодий вернулся в Моравию. Однако политическая ситуация изменилась: князь Ростислав был свергнут своим племянником Святополком, который поначалу ориентировался на немцев. Немецкие епископы (Адальвин Зальцбургский и Германарих Пассауский) на соборе в Баварии арестовали архиепископа Мефодия, обвинив его во вторжении в их епархию. Святителя подвергли суду, издевательствам и заточили в монастырь в Швабии (вероятно, в Райхенау), где он провел в суровых условиях почти три года.
Лишь в 873 году новый папа Иоанн VIII узнал о судьбе Мефодия. Он запретил немецким епископам служить литургию, пока они не освободят архиепископа, и восстановил Мефодия в его правах. Вернувшись в Моравию, святой Мефодий продолжил свои труды с удвоенной энергией. Он крестил чешского князя Боривоя и его жену Людмилу. Однако его главный враг, немецкий священник Вихинг, ставший епископом Нитры, вел против него постоянные интриги, обвиняя его в Риме в неправославии (в частности, в отрицании Filioque) и в неподчинении папскому запрету на славянское богослужение (который папа Иоанн VIII действительно временно вводил, но затем отменил).
В 880 году святой Мефодий был вновь вызван в Рим, где он блестяще оправдался перед папой Иоанном VIII и получил от него буллу «Industriae Tuae», вновь подтверждавшую законность славянской литургии. Последние годы жизни святитель посвятил главному труду — полному переводу Ветхого Завета (кроме Книг Маккавейских) на славянский язык, что он и совершил с помощью двух учеников всего за восемь месяцев. Он также перевел Номоканон (Правила святых отцов).
Предчувствуя свой уход, святой Мефодий указал на своего ученика Горазда как на преемника. Он скончался в своей резиденции в Велегра́де 6 (19) апреля 885 года. Его отпевание совершалось на трех языках — славянском, греческом и латинском. После его смерти интриги Вихинга возымели успе́х: ученики святого Мефодия были изгнаны из Моравии, что привело к угасанию славянского богослужения в этом регионе, но также способствовало его распространению в Болгарии, Сербии и на Руси.
Нашли ошибку на сайте? Пожалуйста, помогите нам стать лучше! Выделите текст ошибки и нажмите Ctrl + Enter.
Также вы можете сообщить об ошибке, перейдя по ссылке: Сообщить об ошибке